Как сделать качественный анализ рисунка человека, срывающего яблоко.

15.07.2012            Анализ рисунка

Главная страница » Анализ рисунка » Как сделать качественный анализ рисунка человека, срывающего яблоко.

С количественным анализом рисуночного теста «Человек, который срывает яблоко с дерева» вы уже знакомы. В этой статье мы будем изучать качественный анализ.

Сложность качественного анализа рисунков в любом проективном тесте заключается в том, что каждый из них глубоко индивидуален. А задание теста нарисовать человека, который срывает яблоко, предполагает, что испытуемый самостоятельно проецирует реальность и представляет ее тоже по-своему.

Несмотря на это, существуют определенные этапы качественной интерпретации рисунков.

Качественный анализ рисунка

человека, срывающего яблоко с дерева. 

Сначала вам нужно провести анализ рисунка в соответствии с этапами интерпретации:

1. Анализ рисунка с точки зрения его содержания.

2. Анализ рисунка относительно способа действия.

 3. Анализ рисунка на предмет достигнутого результата.

На этом этапе качественного анализа рисунка вы просто выписываете информацию по каждому пункту.

Рассмотрим каждый этап анализа рисунка подробнее.

Качественный анализ содержания (сюжета) рисунка.

 Внимательно изучаем рисунок и фиксируем:

-  наличие и количество заданных объектов (дерево, человек, яблоко).

Например, встречаются рисунки, где отсутствует дерево или человек. Или деревьев может быть несколько.

качественный анализ

Рисунок мужчины 37-ми лет "Человек, который срывает яблоко с дерева".

- полноту или фрагментарность (частичность) изображения этих объектов.

Допустим, нарисована только рука, на которой лежит яблоко, или ветка дерева с висящим на ней яблоком.

анализ рисунка

Рисунок человека, срывающего яблоко с дерева. Автор: мужчина 23-х лет. Дерево изображено фрагментарно.

- очередность изображения объектов

Например, первым нарисовано дерево, затем яблоки, последним – человек.

- изображению какого объекта в рисунке уделено больше внимания, времени?

- чему отведено на рисунке больше места?

- что кажется более важным для автора рисунка?

сам человек, его сила и возможности, во что он одет, аккуратность или, наоборот, растрепанность

дерево (если в нем есть какие-то детали, привлекшие ваше внимание, например, сучки, птичье гнездо, рубцы, разделите его  от основания до макушки на равные промежутки времени, соответствующие возрасту рисующего человека)

условия достижения цели (реальна ли попытка добраться до яблока?)

сама цель (очень крупное, красивое яблоко)

возможность выбора цели (яблок на дереве может быть несколько, разных – недозрелых, спелых, между которыми можно сделать выбор)

- количество нарисованных яблок

- качество яблок (спелые, зеленые, гнилые, червивые)

- наличие дополнительных элементов в рисунке (например, птичьи гнезда на дереве)

Качественный анализ способа действия в рисунке.

Что конкретно изображено: подготовка к действию, само действие или только конечный результат?

Человек только подставляет лестницу к дереву с висящими на нем плодами (подготовка)? Или он уже держится за яблоко (срывает)? Или яблоко уже у него в руке (сорвано)?

Испытуемому дается возможность нарисовать дерево желаемой высоты, человека любого роста и яблоки, растущие так низко, чтобы  задача могла разрешиться элементарно. Но, несмотря на это, большинство людей (и дети, и взрослые) изображают человека, решающего достаточно сложную задачу, которому для решения проблемы нужно преодолеть немалые трудности.

Проводя анализ многих рисунков человека, срывающего яблоко, вы можете увидеть различия между  подходами и способами достижения воображаемой цели:

  • встав на цыпочки,  человек изо всех сил тянется за яблоком
  • человек трясет дерево, чтобы яблоки упали сами
  • он пытается сбить яблоки палкой
  • влезает на лестницу, подставленную к стволу дерева
человек срывающий яблоко

рисунок Лизы, 6 лет "Человек, срывающий яблоко".

  • человек влезает на дерево по стволу или по веткам
  • покоряет горную вершину

При этом  конечный результат остается неизвестным.

Что же побуждает человека, выполняющего задание проективного теста,  моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или даже неразрешимую?

Чем оправдывается количество приложенных воображаемых усилий для достижения желаемого? Причина этому – сама символическая цель — яблоко.

Анализ рисунка поможет понять, как человек видит свою проблему:

  • пытается ли найти ее решение?
  • если да, то каким образом действует?
  • если использует какие-то вспомогательные средства, то изобретает новые или пользуется тем, что есть под рукой?
  • упрощает или усложняет поставленную задачу?

Ответы на эти вопросы могут помочь определить стратегию, которой обычно придерживается человек в ситуации выбора и принятия решения.

Качественный анализ  результата, выраженного в рисунке.

- Достигнут ли он, яблоко сорвано?

- Какие усилия приложил человек для достижения своей цели (подставлял лестницу, влезал на дерево, просто подошел и сорвал)?

С точки зрения эффективности можно выделить 3 типа стратегии в решении вопросов:

  • удовлетворяющая (минимизирующая) – приемлем любой способ действия, если он обещает хоть какое-то решение вопроса
  • оптимизирующая – выбор наиболее эффективного способа действия в существующих обстоятельствах и ограничениях
  •  максимизирующая – человек нацелен только на наилучший результат

- Насколько успешным оказался результат (например, человек сорвал яблоко, но оно оказалось червивым)?

- Какие при этом испытывает человек чувства и эмоции? Доволен ли он?

После того, как вы провели качественный анализ рисунка, можно приступать к интерпретации.

С уважением, Наталия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru