Ключи к анализу теста «Несуществующее животное».
Пострисуночный опрос.
Внимательно изучите ответы пострисуночного опроса, они могут дать очень много информации. Конечно, в стандартных «ключах» она неполная, но пока мы изучаем только их.
Вопрос: Где живет несуществующее животное?
Если место обитания несуществующего животного изолированное (например, пещера или другая планета) – человек испытывает недостаток общения или чувство одиночества.
Если говорится о том, что к месту обитания несуществующего животного трудно добраться (например, он живет в непроходимой чаще или в горах, где нет дороги) — человек нуждается в защите, боится агрессии со стороны окружающего мира.
Если место обитания несуществующего животного какое-то экзотическое (например, остров Мадагаскар или заколдованный лес) — это указывает на демонстративность человека.
Если среда обитания несуществующего животного эмоционально неприятная для человека (например, болото или грязь) — это может быть признаком невротического состояния, низкой социализированности или даже указанием на психическое заболевание.
Вопрос: Чем питается несуществующее животное?
Если продуктами питания несуществующего животного являются явно несъедобные вещи для человека (например, камни, стекло, металл) — это указание на низкую социализированность или нарушение общения.
Если в пищу несуществующее животное употребляет особо крупные объекты (например, горы, деревья, дома) или «ест все» — это говорит об импульсивности человека или его низкой социализированности.
Если несуществующее животное питается людьми — это указание на негативизм (склонность к противостоянию и противоречию другим людям), асоциальность (безразличие к обществу) или антисоциальность (причинение вреда обществу ради своего интереса), а также агрессивность человека.
Если в ответе на этот вопрос подробно описывается процесс поедания жертв — это говорит об агрессивности человека.
Если несуществующее животное употребляет эмоционально неприятную для нас пищу (например, червей, грязь, слизь) — это может указывать на невротическое состояние или даже психическое заболевание человека.
Если несуществующее животное употребляет в пищу кровь или отдельные органы и части живых организмов (например, сердце или мозг) — это говорит о присутствии у человека невротической агрессии (ответная реакция на неблагоприятную внешнюю ситуацию).
Если несуществующее животное питается воздухом или энергией или вообще не питается ничем — это говорит об интровертности человека или, возможно, о его шизоидности.
Вопрос: Чем обычно занимается несуществующее животное? Какое его любимое занятие?
Если занятие обычное (например, оно играет, гуляет, развлекается) — это прямая проекция своих желаний.
Если несуществующее животное постоянно занято поисками пищи — человек ощущает трудность, однообразие и нестабильность жизни.
Если несуществующее животное что-то ломает или топчет в процессе своей жизнедеятельности — это указывает на асоциальность или антисоциальность человека, негативизм, агрессивность или даже психическое заболевание.
Если несуществующее животное много спит — это признак усталости или астенического состояния человека.
Если любимое занятие несуществующего животного с крыльями парить в облаках – значит, в реальной жизни эти люди обычно пассивны и несколько инфантильны.
Вопрос: У несуществующего животного есть друзья?
Если друзья отсутствуют — человек испытывает чувство одиночества.
Если друзьями несуществующего животного являются все окружающие, без конкретизации — это показатель высокой неудовлетворенной потребности в общении.
Если друзьями несуществующего животного являются злые, агрессивные персонажи (например, акулы, крокодилы, драконы) — это указание на негативизм, агрессивность, асоциальность или антисоциальность (объяснялось выше).
Вопрос: У несуществующего животного есть враги?
Если врагов очень много или они отсутствуют вообще — это указание на боязнь агрессии.
Если человек не назвал конкретных врагов несуществующего животного, то, скорее всего, дело не в конкретных опасениях и страхах, а вообще в боязни общения и конфликтов, то есть в повышенной застенчивости.
Если врагами несуществующего животного являются все окружающие — это признак негативизма, асоциальности или антисоциальности.
Вопрос: Несуществующее животное умеет защищаться? Как оно защищается?
Если человек подробно описывает способы защиты от опасности или говорит о ее гигантском размере— это указывает на его тревожность и боязнь агрессии.
Вопрос: Несуществующее животное чего-нибудь боится?
Если в ответе на этот вопрос перечисляется слишком много страхов или страхи, которые нетипичны для животных (например, темнота, смерть, насекомые) — это говорит о невротическом состоянии или наличии страхов.
Вопрос: Какого размера несуществующее животное?
Если размер животного, заявленный в пострисуночном опросе, не соответствует размеру самого рисунка, это свидетельствует о внутреннем конфликте человека. Например, животное огромного размера (в опросе), а нарисовано совсем крошечным. Или наоборот, нарисовано несуществующее животное на весь лист, а в опросе выяснилось, что оно размером с букашку.
Вопрос: 3 желания несуществующего животного.
Если несуществующее животное хочет иметь друзей — человек испытывает недостаток общения.
Если несуществующее животное пожелало не иметь врагов — это боязнь агрессии, а в некоторых случаях – настороженность и подозрительность.
Если несуществующее животное пожелало, чтобы его не боялись — это также боязнь агрессии.
Если несуществующее животное захотело стать обычным животным или человеком — это значит, что человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который связан с ощущением им своего отличия от окружающих (шизоидный склад личности: ощущение своей отстраненности, своей необычности, несходства с окружающими, сниженная эмоциональность).
Если несуществующее животное хочет стать больше по размеру — человек нуждается в защите, испытывает боязнь агрессии или ощущает свою малую значимость в окружающем мире.
Если несуществующее животное большое, но хочет стать еще больше – это указание на состояние тревоги.
Если несуществующее животное хочет летать и посмотреть на мир – это говорит о любознательности и познавательной направленности человека.
Дополнительные сведения в пострисуночном опросе.
Если во время обсуждения рисунка человек затрагивает тему размножения — это говорит о значимости для него сексуальной сферы. При этом, если идет указание на бесполые формы размножения — человек относится к сексуальной сфере напряженно в результате внутреннего конфликта.
Если несуществующее животное может передвигаться любыми способами (например, и бегать, и плавать, и летать) – человек легко приспосабливается к ситуации.
Вы можете дополнить свой бланк пострисуночного опроса таким пунктом, если в практической работе он окажется вам полезным.
Если несуществующее животное ходит вверх ногами – это свидетельствует о том, что человек выходит за рамки общепринятых понятий, нарушает заведенный порядок вещей.
Если глаза несуществующего животного вынесены далеко вперед и способны вращаться в любую сторону – это указывает на осторожность и высокую избирательность в контактах.
Если хвост несуществующему животному нужен для того, чтобы за ним прятаться, и рога для защиты от врагов – это боязнь агрессии.
Если в пострисуночном опросе человек очень подробно описывает свое несуществующее животное, возводя его в ранг идеального, исключительного или особо красивого — это признаки демонстративности и склонности к компенсаторному фантазированию.
Соответствие рисунка несуществующего животного и пострисуночного опроса к нему.
Если человек говорит, что его несуществующее животное ходит, но при этом в рисунке животного отсутствуют ноги или они слишком тонкие и неустойчивые – это указывает на поверхностность и легкомыслие.
Если несуществующее животное имеет крылья, но в пострисуночном опросе выяснилось, что они нужны ему не для того, чтобы парить в облаках, а чтобы летать и на все смотреть – то это показатель высокой познавательной направленности, а не склонности к защитному фантазированию.
Посмотрите, какой у несуществующего животного характер (учитывайте и свое впечатление от рисунка, и пострисуночный опрос) — он показывает представление человека об отношении к собственному „я”.
Отметьте для себя, каких деталей больше в рисунке несуществующего животного — добрых (например, радостная улыбка) или агрессивных (чешуя, иглы), и как они соотносятся с пострисуночным опросом.
На этом мы закончим изучение стандартных «ключей» к тесту «Несуществующее животное». В следующей статье будет для вас интересное практическое задание.
Здравствуйте, Наталья, я начинающий психолог и Ваш сайт очень мне помог в первые дни работы с детьми. Спасибо, Вам за подробную информацию. Но меня интересует еще вот что, в пострисуночном опросе “Несуществующее животное” мальчик отказался отвечать на некоторые вопросы (т.е. очень долго думал от 1 мин. до 5 мин.в результате ответ был ” Я не знаю” или вообще не последовало ответа) Как это интерпретировать?
Здравствуйте, Юлия! Я рада, что чем-то Вам помогла.
А на какие именно вопросы мальчик не ответил? Это важно, потому что от этого зависит, можно ли интерпретировать ответ. Например, если ребенок не смог ответить, чем питается животное – это одно (ну не смог придумать – может быть, хотел что-то оригинальное, или не смог выбрать), а если долго думал, есть ли у животного семья, и так и не определился – это уже другое. Тогда надо прорабатывать те вопросы, которые связаны с семейной сферой, чтобы понять, есть ли здесь скрытый смысл (скорее всего, что есть).
здраствуйте наталья, помогите составить вывод Общие закономерности интерпретации рисуночных тестов.потом по каждому рисунку отдельно дом дерево человек, кактус, несуществующее животное, кактус и моя семья,где каждый занят своим делом)
заранее спасибо)))
Здравствуйте, Ирина! Ответила Вам ВКонтакте.
Здравствуйте. Работаю первый год в школе после вуза и ваши протоколы по рисуночным методикам стали находкой, пострисуночный опрос провожу по вашим вопросам. и тут проводила НЖ с девочкой из 2ого класса…на вопрос о том чем питается,она сказала “планетами и домами людей,заглатывает как змея”,хотя людей это животное боится,а розетки,которые находятся в домах,являются врагами,тк могут ударить током…защищается от тока розеток слизью змеи. Как это можно проинтерпретировать? Буду благодарна за помощь. Заранее спасибо.
Здравствуйте, Анна! Мне очень приятно, что Вам пригодились протоколы к тестам.
По поводу рисунка.
То, что животное питается планетами и домами людей, а также то, что оно боится людей, скорее всего, говорит о низком уровне социализации ребенка. Если это 2-й класс, возможно, она еще не прошла адаптацию к школе. Конечно, “социализация” – это понятие широкое, но в данном случае оно означает низкую степень овладения ребенком своими социальными функциями (слушать учителей, общение с одноклассниками, следование тем правилам и нормам поведения, которые установлены в школьной жизни). Это процесс вхождения в новую соц.среду (после детского сада), который проходит не очень успешно, ребенок еще не приспособился.
По поводу розеток – возможно, что это просто конкретное опасение или страх ребенка. Может быть, дома ее пугали этими розетками, чтобы не лезла туда, или был какой-то случай.
Добрый день! Скажите пожалуйста, а у вас есть интерпретация рисунок семьи и рисунок несуществующего животного в БАЛЛАХ??? Мне нужно срочно для дипломной работы, для проведения корреляции
Здравствуйте! Ответила Вам на почту. Баллы к несуществующему животному в этой статье http://detskiefantazii.ru/nesushhestvuyushhee-zhivotnoe/v-ballah.html
Если можно и мне баллы по методике “Несуществующее животное”
Ответила на почту.
И мне пожалуйста тоже, если конечно можно)))
Добрый вечер. мне тоже нужны баллы по методике “несуществующее животное”. можете выслать на почту. Спасибо.
http://detskiefantazii.ru/nesushhestvuyushhee-zhivotnoe/v-ballah.html
Доброго времени суток! Работаю первый год психологом в школе, после ВУЗа. Потрясающий метод!!! особенно когда нужны быстрые данные! спасибо)
И Вам доброго, Ирина!
По опросу у меня еще появилось много дополнительного материала. Работаю над его оформлением ))
Здравствуйте)Очень хороший у вас сайт!!!Помогите мне пожалуйста составить общий вывод по диагностике Несуществующее животное для 5 класса.Не могу понять как это лучше сделать!Спасибо большое)
Напишу ответ Вам на почту.
можно получить оценку теста Несуществующее животное в баллах, если такая есть
Спасибо огромное, Вам памятник поставить надо, такого подробного описания не встречала еще.
здравствуйте, пишу дипломную работу по страхам дошкольников. подскажите, как можно оценить в баллах страхи по данной методике? Очень нужно. Спасибо.
Здравствуйте! Есть в баллах оценка склонности к агрессии http://detskiefantazii.ru/nesushhestvuyushhee-zhivotnoe/v-ballah.html По страхам Вы можете попробовать сделать что-то подобное.
Да, спасибо. Именно это я и сделала.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, если ребенок кроме животного еще нарисовал разные дополнения (деревья, грибы, радуга), то каким образом их интерпретировать? Т.е. их рассматривать по принципу рисунков “Дом, дерево, человек” или же как-то по-другому?
Здравствуйте, Татьяна! Да, по такому же принципу. Вы смотрите, был ли начат рисунок с пейзажа или пейзаж был завершающим, чтобы заполнить весь лист, и на символику дополнительных необязательных элементов рисунка.
Спасибо вам огромное за объяснение подсчета баллов по рисункам.
И Вам спасибо за комментарий!
Здравствуйте! Я учусь в университете А. И. Герцена на факультете коррекционной педагогике (специальная психология). Прошу вас помочь проинтерпретировать рисунок семьи, ребёнок 4 года. Очень у меня плохо с этим. Буду вам очень благодарна.
Напишите в вк.
Здравствуйте, Екатерина! Хорошо, напишу.
Здравствуйте, а у вас только агрессивность в баллах а как считать демонстративность,тревожность, общ тельность, самоконтроль, депрессивность, инфальтильность, самооценка??
Подскажите пожалуйста по поводу трех желаний несуществующего животного. Если все три желания альтруистические? К примеру, ответы к рисунку девочки 15 лет:
1) Чтобы никто не плакал.
2)Чтобы никого не обижали.
3) Чтобы все были здоровыми и счастливыми.
Уже второй раз сталкиваюсь с подобным.
Добрый день!
У вас настолько хорошо разобрана техника “Несуществующего животного”, это просто праздник какой-то! Спасибо Вам!
Помогите разобраться. Я когда начала разбирать два рисунка подруг, с которыми занимаюсь два года, то встала в ступор с поворотом головы у одной девочки животное смотрит вправо (Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности,почти все, что обдумывается, планируется), у другой влево ( влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям, это не человек действия). Но на самом деле все строго наоборот. Вот я и задумалась, влево это как я вижу (т.е. в стороны моей левой руки) или же влево относительно самого животного, а тогда для меня будет наоборот?
Когда училась, запомнила, что влево относительно меня, т.е. так как я смотрю. Но могу и ошибаться. Помогите в этом. Мне очень нравятся проективные методики, но не разбираясь, лучше не браться.
Заранее спасибо.
Здравствуйте! Вы запомнили правильно – смотрите относительно Вас. Животное стоит в профиль или в анфас, но голова повернута в сторону?
Наталья, здравствуйте! Девочка 8 лет изобразила не одно, а сразу два несуществующих животных. Не могу сориентироваться в каком ключе это интерпретировать?