Анализ опорных элементов рисунка.
Часть 3.
В этой статье мы продолжаем рассматривать основные опорные элементы в анализе рисунка.
15. Анализ стираний.
Когда человек рисует, он может пользоваться ластиком для исправлений. Необходимо обратить внимание на эти исправления и отметить, что было заново нарисовано на этом месте. Часто такие исправления могут указывать на наличие конфликта.
После стирания элемент рисунка может быть:
- нарисован лучше, чем было (в жизни автора рисунка действительно может быть улучшение в области проблемы)
- нарисован хуже, чем было сначала (может быть ухудшение, усугубление проблемы)
- стерт, но вместо него ничего не нарисовано (конфликтные отношения продолжаются, проблема остается)
16. Анализ подписей на рисунке.
Подписанные на рисунке объекты также требуют пристального внимания. Конечно, в том случае, если человек подписал рисунок сам, а не потому, что вы попросили его подписать, например, персонажей в рисунке семьи. Для чего человек подписывает какие-то элементы рисунка, акцентируя таким способом на них внимание?
Причин этому может быть несколько:
- человек боится, что не сумел достаточно точно передать идею рисунка
- боится того, что какой-то элемент рисунка может быть неправильно интерпретирован из-за того, что он не смог его хорошо нарисовать
- человек не слишком доверяет невербальному способу общения
- подписи могут быть дополнением к тому, что нам рисунок передает и без слов
17. Анализ горизонтальной линии в верхней части рисунка.
Линия вверху рисунка, изображающая небо, или просто горизонтальная линия вверху может означать что-то такое, что психологически довлеет над человеком или является бременем для него. Человек может испытывать чувство страха перед необходимостью нести это бремя, который рождается в результате поиска способов избавления от этого груза или сомнений в возможности взять сложившуюся ситуацию под контроль.
18. Анализ прозрачности в рисунке.
В детских рисунках прозрачность встречается часто, в рисунках подростков и взрослых – значительно реже.
Здесь нужно проанализировать, насколько часто в рисунках человека встречается прозрачность. Например, ели она прогрессирует, то есть увеличивается количество прозрачных объектов от рисунка к рисунку, то это может свидетельствовать о более продвинутом уровне развития. В частности, это касается подростков, проявляющих интерес к сексуальной сфере.
Прозрачность в рисунке может быть выражена в возможности видеть сквозь:
стену дома
человека
одежду
и т.д.
В рисунках взрослого человека прозрачность объектов может указывать на трудности в ориентации в окружающей его действительности.
19. Анализ траектории движения объектов.
Если объекты на рисунке находятся в движении, нужно проследить траекторию такого движения, а затем определить, какие оно может вызвать последствия.
20. Анализ заполнения листа бумаги.
Рисунок может заполнять все имеющееся пространство на листе бумаги, а может ютиться где-то в уголке. Посмотрите также, как использовано пространство: объекты на рисунке расположены беспорядочно или «со смыслом»?
Если рисунок слишком маленький, это может говорить о недостатке психической энергии у человека.
Если рисунок заполняет весь лист, все свободное пространство, это может свидетельствовать об избытке энергии у человека, о его склонности к сверхкомпенсации (когда человек жаждет больше, чем действительно ему требуется).
Также заполнение всего листа может говорить об:
- энтузиазме
- жизнелюбии
- активном мировосприятии автора рисунка
- жажде новых открытий и знаний
В рисунке может быть также заполнена только одна сторона, а другая оставаться пустой. В любом случае для того, чтобы сделать правильный вывод, необходим анализ каждого конкретного рисунка.
В следующей статье мы завершим рассмотрение основных опорных элементов.
С уважением, Наталия.
Хотела бы добавить о заполненности рисунком всего листа. Дети, занимающиеся в кружках рисования или серьезно увлекающихся рисованием, часто стараются заполнить весь лист, т.к. они не просто рисуют элемент, а создают картину.
Большое спасибо, Татьяна!! Очень правильно подмечено!