Подход к интерпретации рисунка.

26.04.2012            Анализ рисунка

Главная страница » Анализ рисунка » Подход к интерпретации рисунка.

С чего начинать работу с рисунком?

В интерпретации рисунка отсутствуют твердые правила. Но при анализе нужно опираться на такие принципы:

1) сначала – чувственное восприятие.

Запоминайте самое первое впечатление от рисунка (положительное или отрицательное). Какое чувство или настроение он вам передает (грусть, улыбку и т.д.)?

Сосредоточьтесь на своих первоначальных ощущениях, не спешите сразу приступать к интерпретации.

Однако не делайте каких-либо заключений на основе личных ассоциаций. Ваше впечатление должно помочь развитию ассоциаций у клиента и дать выход его бессознательному.

Например, женщина нарисовала рисунок дома, и сказала, что это «шикарный дом, в котором все есть». Вы же увидели невзрачный домик, который ну никак не производил впечатления «шикарного». В процессе анализа рисунка был сделан такой вывод: так же, как в этом «шикарном» доме за невзрачной оболочкой скрывается богатство, так и за внешней «картинкой» этого человека скрывается Настоящая Женщина, которую она держит за 7-ю замками.

С рисунком необходимо войти в психологический контакт. Все, что вам приходит на ум, надо отмечать и запоминать. Анализ рисунка не признает спешки.

2) исследование.

Бессознательное в каждом отдельном рисунке одного человека может проявляться по-разному. Ваша задача – увидеть его во всех возможных проявлениях, исследовав рисунок.

В своем исследовании обратите внимание на:

  • материалы, использованные при создании рисунка

Клиент может выполнять все рисунки на стандартном листе бумаги одного качества, одним карандашом. А может, какой-то рисунок он захочет выполнить в цвете, в отличие от других. Здесь необходимо увидеть, имеют ли для него значение инструменты при создании рисунка, являются ли они средством компенсации ценности рисунка. Меняется ли качество рисунка в зависимости от того, чем и на чем рисует человек? Например, если человек боится, что не очень хорошо рисует, он может «приукрасить» свой рисунок с помощью цвета, качества материала для рисования. Будут ли рисунки одинаково красивые на качественном листе бумаги и на обратной стороне какого-нибудь черновика? Имеет ли это значение для этого человека?

  • объем использованного листа бумаги

Вы должны определить, соразмерен ли рисунок листу бумаги, или же он слишком маленький, или, напротив, такой большой, что не уместился на весь лист. На основании этих данных можно делать вывод об интроверсии (слишком маленький рисунок), экстраверсии (слишком большой), о наличии компенсаторной или комплементарной функции данного опорного элемента (о значении этих функций мы говорили здесь)

  • расположение рисунка на листе бумаги

Если человек поворачивает лист вопреки заданию, это может прозвучать как объявление своей независимости, самостоятельности, упрямства или творческого подхода к выполнению задачи. Необходимо понять, что человек хотел выразить посредством такого действия или вообще размещения рисунка на листе бумаги (посередине, внизу, вверху, в углу рисунка (левом верхнем, левом нижнем, правом нижнем, правом верхнем))

  • приоритет опорных элементов (символов) в рисунке

Необходимо разложить рисунок на составляющие и затем определить, на каких опорных элементах рисунка сконцентрироваться.

Опорные элементы – это такие элементы в рисунке, на которых фокусируется наше внимание и которые указывают на возможное психологическое состояние человека и на возможные направления развития аналитического процесса. Это указатели возможного пути в интерпретации. Опорные элементы являются вспомогательными средствами для расшифровки бессознательного содержания, проявляющегося в рисунках.

Опорный элемент – это та основа, на которую можно опираться в интерпретации рисунка, но она не дает повода для окончательных выводов.

Для интерпретации рисунка необходим анализ сочетаний многих опорных элементов (символов), в которых проявляются сообщения бессознательного и которые нам необходимо расшифровать. При этом более надежной в плане правильной интерпретации является серия рисунков, а не какой-то один.

На каком-то уровне все проявления нашего сознания и бессознательного взаимосвязаны и переплетаются между собой. Потому, коснувшись их в каком-то одном символе, мы найдем это отображение и в другом. Поэтому не имеет особого значения, с чего именно вы начнете интерпретировать рисунок. Вам нужно будет определиться для себя, как вам будет удобнее.

Приоритетными символами в рисунке могут быть:

очертания

Могут быть округлые, угловатые контуры, толстые или тонкие линии, доведенные до конца или нет. А может быть так, что отличается только какой-то один элемент в рисунке.

повторяющиеся объекты

Например, в рисунке «Дом-Дерево-Человек» может быть два дерева.

недостающие элементы или, наоборот, лишние детали

«Лишние» сказано условно, поскольку для интерпретации ничего лишнего нет.

цвет

Могут преобладать какой-либо один или два цвета.

и так далее.

3) синтез и сведение полученной информации в единое целое.

Это, пожалуй, самый сложный этап интерпретации рисунков.

На этом этапе интерпретации нужно сопоставить данные по опросу и обсуждению рисунка с данными интерпретации по опорным элементам рисунка.

В процессе работы с рисунками вам нужно будет определить для себя наиболее удобный для вас вариант и составить свой план работы.

В процессе своей работы с рисунками вы также можете создать некий справочник, куда будете вносить все интерпретации того или иного символа, с подробным описанием, почему вы пришли к такому выводу.

С уважением, Наталия.

Обсуждение: оставлено 2 коммент.

  1. Оказывается, можно многое узнать из простого рисунка. Интересная интерпретация, спасибо!

    Ответить
    1. Наталия Годун пишет:

      Пожалуйста :)

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru