Диагностика художественного развития ребенка

17.09.2013            Библиотека

Главная страница » Библиотека » Диагностика художественного развития ребенка

Статья для активных родителей и специалистов, работающих с детьми. Как определить уровень художественного развития ребенка. Какое значение для детей имеет процесс рисования. Обзор книги «Рисунки, которые нас рисуют».

книги по детским рисункам

 Здравствуйте, дорогой читатель!

На сегодняшний день, наверное, для многих стоит проблема выбора психологической литературы. Не потому, что ее нет, а потому, что ее слишком много – тонны бумажной и гигабайты электронной! Это проблема как специалистов, так и людей, интересующихся вопросами психологии. Ведь на одну и ту же тему написаны десятки книг разными авторами. Как понять, на что обратить внимание в первую очередь? Ведь зачастую мы очень ограничены во времени, его катастрофически не хватает ни на что.

Сколько гигабайтов литературы хранится на Вашем компьютере? Много Вы уже прочитали? Какой процент книг оказался Вам действительно полезен в плане информации? А если бы Вам пришлось эти книги покупать?

Поэтому я решила открыть рубрику «Библиотека», где буду кратко говорить о содержании книги. А Вы уже для себя сможете определить, нужна Вам эта книга или нет.

Подборки будут либо тематическими, как сегодняшняя статья, либо по авторам (иногда встречается серия книг по одной теме, написанная тем же автором).

Итак, предисловия достаточно. Переходим к делу.

Автор книги, О.Л. Иванова – профессиональный архитектор, которая, оставив профессию, начала заниматься рисованием с детьми и студентами. В книгах она не смогла найти «точных рецептов, как провести занятие по изобразительному искусству, потому что в школе это не считается важным предметом». Поэтому пришлось постигать эту науку самостоятельно.

И вот что обнаружила автор книги в процессе наблюдения за процессом изобразительной деятельности:

- Дети ощущают потребность в создании изображений. Получив задание нарисовать что-то, они серьезно работали, воспринимая это как сам собой разумеющийся и не требующий объяснения процесс.

Взрослые от 17 до 23 лет «играют в рисование».

- После 30 лет взрослые переживают свое «неумение» рисовать. Они или «балуются», создавая изображение, или требуют инструкцию, «как рисовать».

Насчет «переживания неумения рисовать» – действительно. В моей практике нередко встречается, когда человек извиняется за свои рисунки, объясняя неумением рисовать. Это может быть признаком неуверенности в себе (чаще всего).

В своей книге Ольга Леонидовна также рассказывает о стадиях развития рисунка – доизобразительной и изобразительной. Приводит имена исследователей, занимающихся изучением процесса художественного изображения. Для тех, кого интересует этот вопрос (в т.ч. педагогов по изобразительному искусству, арт-терапевтов) я выписала эти имена:

  • А.В. Бакушинский – исследователь детского изобразительного творчества
  • Рудольф Арнхейм (я нашла его книгу «Искусство и визуальное восприятие»)
  • Д. Пивоваров, Л.С. Выготский («Мышление и речь»), В.С. Мухина – о развитии графического образа и содержании детского рисунка
  • Е.М. Першилова – о специфике художественного восприятия искусства в период детства
  • Н.А. Лепская – методики, выясняющие характер и уровень художественного восприятия
  • Ю.А. Полуянов – характеристика способов построения образов восприятия

О.Л. Иванова говорит о том, что можно наблюдать в процессе создания изображения:

1) показатели проявления творческой самостоятельности (низкий или высокий уровень);

2) показатели активности проявления индивидуального опыта ребенка (проявление эмоций, структура изображения, отражение уровня знаний и умений в рисунках и др.);

3) показатели своеобразия художественного восприятия действительности и искусства (интерес к эстетически выразительным объектам, проявление эмпатии, отражение уровня развития цветовосприятия).

В ходе диагностики наблюдения удобно фиксировать  в виде таблицы.

В книге «Рисунки, которые нас рисуют» приводится пример вариантов занятий для того, чтобы сравнить изобразительную деятельность детей в достаточно похожих ситуациях в начале и в конце какого-то периода, например, года. Всего – 6 диагностических занятий.

В нескольких таблицах дается расшифровка показателей высокого, среднего и низкого уровня проявления индивидуальности детей в процессе рисования.

Вот о чем говорится в книге О.Л. Ивановой «Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребенка».

Если она Вас заинтересовала – пополняйте свою коллекцию книг.

Ольга Иванова – «Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребенка».

Еще одна книга О.Л. Ивановой в соавторстве с И.И. Васильевой – «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка», 2010 г.

О.Л. Иванова, И.И. Васильева “Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка” – купить в книжном интернет магазине OZON.ru с доставкой по выгодной цене!

P.S.: поделитесь, пожалуйста, своим мнением по поводу книг в комментариях (если Вы их уже читали или потом, когда прочитаете). Возможно, что именно Ваше мнение повлияет на чей-то выбор. 

С уважением, Наталия

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru