Что делать в случае отказа ребенка от рисования?

23.11.2011            Детский рисунок

Главная страница » Детский рисунок » Что делать в случае отказа ребенка от рисования?

Чем хороши рисуночные тесты в диагностике детей?

рисунокВо-первых, тем, что рисование для ребенка – это естественный процесс, который не предусматривает приложение каких-то особых усилий. Дети любят рисовать и могут воспринимать процесс рисования как игру.

В отличие от психологического тестирования, когда необходимо отвечать на какие-то вопросы, рисуночное тестирование предполагает выполнение определенной инструкции.

Если в первом случае (ответы на вопросы) ребенок понимает, что его «оценивают», то он может испытывать повышенное нервно-психическое напряжение из боязни неправильного ответа.

С рисуночным тестированием проще, так как ребенку не совсем понятен смысл этого тестирования. Инструкция в виде «нарисовать что-то конкретное предложенным карандашом» обычно не вызывает сопротивления и даже кажется недостаточно серьезной.

ребенок не хочет рисоватьНо, если ребенок неуверен в себе, если он боится, что сделает не то, чего от него ожидают (например, в тесте «Несуществующее животное»), он может сказать: «Я не умею». И откажется рисовать.

Может быть и другой вариант, когда ребенок уже начал рисовать, но у него что-то не получается, и поэтому он все бросает и говорит, что больше не хочет рисовать.

Так что можно сделать в случае отказа ребенка от рисования?

1-й вариантнеправильный! – заставить рисовать (или дорисовывать).

Если попытаться заставить (настойчиво уговорить), возможно, ребенок уступит, но сделает это крайне неохотно. Его действия будут продиктованы желанием поскорее закончить тест. Такой рисунок уже теряет свою ценность для последующей интерпретации. Поэтому заставлять не надо.

2-й вариант правильный – заинтересовать!

Если ребенок отказался проходить тестирование или не завершил его по причине того, что боялся, что «нарисует некрасиво», что рисунок «не понравится» взрослому, то такой вариант подойдет. Нужно ненавязчиво поговорить о рисунке (не вдаваясь в технические детали!), заострить внимание на том, что никто не собирается оценивать или сравнивать его с другими рисунками; сказать, что каждый рисунок хорош по своему.

3-й вариантправильный – похвалить!

Если рисунок не был завершен, а вы считаете, что это связано с тем, что «не получается», то можно приободрить ребенка, похвалить, сказать, что у него очень интересный рисунок (но не вдавайтесь в подробности о конкретных деталях рисунка).

Если же вы видите, что ребенку «все понравилось», он сказал, что закончил, а вам кажется его рисунок незавершенным, нужно принять его работу.

Нельзя требовать дополнения рисунка, интересоваться отсутствием каких-либо деталей, советовать что-то изменить. Да, ребенок может «усовершенствовать» свой рисунок, тем более, если ему это нравится. Но! В таком случае этот рисунок потеряет свою диагностическую ценность, так как исказит результат.

Важно научиться различать, где ребенок может, но не хочет, а где хочет, но уже закончил.

4-й вариантправильный – отвлечь!

Этот вариант подойдет и для тех, кто сразу отказался рисовать, и для тех, кто не закончил.

В первом случае, если ребенок обычно это не рисует (например, человека), можно предложить сначала нарисовать то, что ему хочется, а потом вернуться к инструкции первоначального теста.

Если он бросил рисовать, можно также предложить ему отвлечься на что-нибудь другое, а потом закончить первый рисунок.

Итак, что мы сделаем, если ребенок отказывается рисовать:

  • заинтересуем
  • похвалим
  • приободрим
  • успокоим
  • отвлечем

В очень редких случаях ребенок может категорически отказаться рисовать. Что мы можем сделать в этом случае:

  • выбрать другой метод обследования (тест), а этот можно будет повторить через некоторое время
  • если рисунок не завершен по причине нежелания, то считать тест не проведенным, а рисунок не диагностировать (так как могли быть упущены многие ценные детали)

И, в завершение, нужно обратить внимание на то, чего нельзя делать в случае отказа ребенка от рисования. Ни в коем случае:

  • не заставлять, не настаивать
  • не ругать
  • не выставлять нулевой балл
  • не считать ребенка неспособным выполнить рисунок (возможно, у него просто не было настроения)

Но все же, исходя из практики, в подавляющем большинстве случаев ребенок не отказывается от рисования и соглашается выполнить инструкцию.

С уважением, Наталия.

Обсуждение: оставлено 7 коммент.

  1. Sanat пишет:

    Да! Дети это целая наука!

    Ответить
  2. Александр пишет:

    О детях можно каждый день узнавать новое.

    Ответить
  3. Наталья пишет:

    В любом случае, к результатам тестирования надо подходить, учитывая все особенности ребёнка, в том числе его настроение!

    Ответить
  4. Alena пишет:

    У меня ребенок делает абсолютно все, кроме рисования! я считаю,что у него просто нет терпения что-ли?!

    Ответить
    1. admin пишет:

      А сколько ребенку лет?

      Ответить
  5. Андрей пишет:

    Спасибо за нужные советы

    Ответить
  6. Лара пишет:

    Иногда дети отказываются рисовать, потому что у них имеются нейропсихологические трудности. Вот статья на эту тему: http://www.psiho-sovet.ru/page8.php Возможно, кому-то из родителей она окажется полезной.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru