Инструкции к проведению диагностики рисунка ребенка

17.10.2011            Детский рисунок

Главная страница » Детский рисунок » Инструкции к проведению диагностики рисунка ребенка

диагностика рисункаМы будем рассматривать ситуацию уже готового рисунка. При проведении рисуночного теста необходимы дополнительные инструкции, которые будут рассмотрены в соответствующей статье. Итак,

Инструкции к проведению диагностики рисунка:

1. Внимательно рассмотрите рисунок. Сначала целиком, затем отдельные детали и признаки.

2. Дайте ребенку рассказать о своем рисунке так, как он хочет.

3. Попросите прокомментировать те или иные части рисунка, объяснить их значение, описать определенные формы, предметы или персонажей. Это поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы.

Необходимо различать «эго» и «объект»-ориентированные вопросы. Если, например, ребенок нарисовал какой-либо пищевой продукт, можно спросить, что он ел на завтрак или что ему нравится больше всего из блюд, которые готовит его мама.

Первый вопрос более «объект»-ориентированный, второй — более «эго»-ориентированный.

Арт-терапевт, выбирая тот или иной вопрос, должен решить, на каком уровне следует сначала вести обсуждение. Если ребенок не знает, что означает та или иная часть изображения, арт-терапевт может дать свое объяснение, однако надо спросить ребенка, считает ли он такое объяснение верным.

Отношение к сказанному проверяется как по вербальным, так и по невербальным реакциям.

4. Побуждайте ребенка фокусировать внимание на цвете. О чем он говорит ему? Фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. Следует учесть, что цвета могут использоваться в разное время по-разному: в одних случаях они отражают свойства объектов, в других — отношение автора к этим объектам.

5. Помогайте ребенку осознать связь между собственными высказываниями о своей творческой работе и его жизненной ситуацией, осторожно задавая вопросы о том, что и как из реальной жизни может отражать созданный им рисунок.

6. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке. Совсем необязательно, что отсутствие какой-то части несет символическую нагрузку.

Иногда следует принять изображение буквально, иногда искать нечто противоположное изображенному, особенно, если есть основания для такого предположения.

7. Стремитесь выделять в рисунках ребенка наиболее устойчивые темы и образы.

С течением времени, по мере того как будут определяться смысловые связи, в них многое может проясниться и «заговорить».

Для успешного проведения психологической диагностики рисунка нужно:

  • Уметь выбирать правильную интерпретацию в каждом конкретном случае.
  • Если в рисунке встретились признаки, противоречащие один другому, определять, какому из них доверять.
  • Владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать  показатели в их взаимосвязях.
  • Уметь на основе отдельных разрозненных показателей составлять целостный психологический портрет обследуемого.
  • На основании результата тестирования намечать психокоррекционные задачи, давать рекомендации, строить обоснованный прогноз.

С уважением, Наталия.

Обсуждение: оставлено 4 коммент.

  1. Наталья пишет:

    Недавно приобрела книгу А.Л.Венгера “Психологические рисуночные тесты”, но еще не прочитала. Мне было бы интересно, если бы мой рисунок разобрал психолог-специалист.

    Ответить
  2. admin пишет:

    Скоро такая возможность появится на нашем сайте. ;-)

    Ответить
  3. Николай пишет:

    Интересная статья! Спасибо! :)

    Ответить
  4. Елена пишет:

    очень понравилась ваша статья, спасибо за информацию.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru