Младший школьный возраст

22.09.2011            Детский рисунок

Главная страница » Детский рисунок » Младший школьный возраст
рисунки младших школьников

Рисунок Лизы, 5 лет

Итак, продолжаем рассматривать 2-й этап возрастной эволюции в развитии рисования – изобразительный. Ранее мы рассматривали характерные особенности в рисунках дошкольников.

В период младшего школьного возраста при нормальном развитии  ребенок постепенно овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию и опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках.

Второй этап. Изобразительный.

4. Стадия правдоподобных изображений. Возраст ребёнка – от 6 до 14 лет.

У большинства людей эта стадия начинается с восьми лет и продолжается до конца детства (13-14 лет).

Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов.

Изображения людей на рисунках становятся более пропорциональными, чаще всего за счет изменения величины головы, которая раньше изображалась чрезмерно большой. Округляются плечи и других частей тела. Черты лица тщательнее прорисовываются и могут передавать характерные особенности  конкретного человека или образа. Волосы на голове у разных людей все чаще чем-то отличаются, у девочек передаются разнообразные прически. Появляются  локтевые и коленные сгибы. Чаще передаются действия человека.

Изображения людей в период младшего школьного возраста имеют множество вариантов, общим для которых является подчеркнутое деление фигуры на части тела человека и элементы одежды. Изображая фигуру, ребенок еще конструирует ее, последовательно добавляя одну часть к другой: сначала – голову, за ней туловище, потом – ноги и руки и, наконец, – одежду. Такая же последовательность характерна для работы с красками. При рисовании карандашом преобладают заученные, повторяющиеся движения.

Пространство по-прежнему отражается на рисунках по принципу: чем ближе – тем ниже ни листе, чем дальше – тем выше. Нередко можно увидеть и некоторое уменьшение дальних предметов.

Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты:

1) рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов, оттенки и светотени отсутствуют;

2) все еще не соблюдается пропорциональность изображения (так, человек может превышать ростом дом, нарисованный рядом);

3) сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке. Такие “рентгеновские” рисунки могут продержаться лет до семи.

У многих детей изменение способа изображения на этой стадии завершается, сохраняясь в более или менее совершенном виде на всю жизнь.

Стадию правдоподобных изображений можно разделить на 3 этапа:

рисунки младших школьников 2

Схематически-пластическое изображение с преобладанием схематического

4.1. Схематически-пластическое изображение с преобладанием схематического.Возраст ребёнка – от 6-ти до 7-ми лет.

Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического.

Пластическим считается изображение человека, на котором  разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч – к рукам и от туловища – к ногам.

У нарисованного человечка семилетнего ребёнка одни части тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены.

4.2. Схематически-пластическое изображение. Возраст ребёнка – от 7-ми до 9-ти лет.

рисунки младших школьников 3

Схематически-пластическое изображение

С 7 лет дети переходят в стадию смешанного профиля. Она характеризуется тем, что голова человека изображается в профиль, а туловище и конечности фронтально. При этом черты лица удваиваются (дети изображают голову в профиль, но рисуют по два глаза). Это происходит, потому что дети пытаются нарисовать не то, что видят и помнят, а то, что ЗНАЮТ.

К 8-9 годам постепенно уравновешивается соотношение пластических и схематических элементов. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя – схематически или наоборот.

4.3. Схематически-пластическое изображение с преобладанием пластического.

Возраст ребёнка – от 9-ти до 14-ти лет.

рисунки младших школьников 4

Схематически-пластическое изображение с преобладанием пластического

К 9-ти годам ребенок начинает осваивать стадию правильной профильной ориентации.

Примерно с 10 лет в рисунке начинают преобладать пластические элементы над схематическими.

В этот период младшего школьного возраста изображения в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей.

Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.

С уважением, Наталия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru