Неоднозначность толкования рисунка ребенка.

15.10.2011            Детский рисунок

Главная страница » Детский рисунок » Неоднозначность толкования рисунка ребенка.
проблема интерпретации

Рисунок в одном цвете. Лиза, 5 лет.

С точки зрения психологической значимости рисунок изучен еще недостаточно.

С этим связано появление большого количества разнообразных теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков, а также отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты.

Значительную их долю составляют публикации, представляющие скорее теоретический интерес: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы.

В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках.

Вот тут-то и вскрывается неоднозначность показателей, учитываемых при интерпретации рисунков. В различных литературных источниках вы можете увидеть разноообразные объяснения одного и того же действия.

Например, выпученные у нарисованного человечка глаза можно объяснить  грубостью и черствостью, но так же и наличием страхов у ребенка, или выражением проявления подозрительного отношения к окружающим.

Таким образом, очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или даже четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается. Помните об этом!

Трудность объективного «прочтения» рисунков состоит в том, что каждый из них можно рассматривать как невербальное сообщение, послание, в котором  остается нечто индивидуальное. Поэтому часто разные авторы предлагают противоречивые интерпретации одних и тех же признаков рисунка.

Таким образом, при интерпретации важно умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке (важно увидеть “послание” рисунка, зашифрованное в символах).

Ключ к пониманию рисунка психологом состоит в том, чтобы оставаться открытым для интерпретации и использовать все возможные подходы, так как жесткая интерпретация сужает понимание рисунка.

Рассмотрим несколько примеров.

проблема интерпретации 2

Рисунок с использованием нескольких цветов. Лиза, 5 лет.

1. Изображение солнца на детских рисунках.

Встречается довольно часто.

Мнения специалистов:

Дж. Алан: солнце олицетворяет теплоту и обеспечивает рост; нередко символизирует человека, сердечность и понимание которого помогают ребенку в психологическом развитии.

Г. Ферс: солнце может символизировать сильный авторитет значимого человека, который оказывает влияние на ребенка, причем ребенок, возможно, его боится.

Р. Гудман: действительно ли солнце следует ассоциировать с авторитетом, потому что оно «царит» на небе, дарит всем свет, тепло и связано с представлением о Боге? Подобные толкования образов далеко не всегда верны. И даже если верны, то можно ли это как-то проверить?

2. Цветовое решение рисунка.

М. Люшер: создал методику, основанную на интерпретации основных цветов. Основная ее идея заключается в том, что все люди (и живые организмы) живут и действуют в примерно одной и той же цветовой среде. Поэтому ряд типичных жизненных ситуаций происходит при доминировании тех или иных цветовых тонов. Например, синий цвет неба объясняется нашей  пассивностью и бездеятельностью, красный цвет (огонь, кровь, зрелая пища и т.д.) сочетается с нашей высокой активностью и т.д.

Другие мнения: тест Люшера не воспринимают, так как  ни в одном из руководств к цветовому тесту даже не упоминаются процедуры проверки надежности работы теста. Предлагаемые М. Люшером способы обработки и оценки данных тестирования содержат неточности, позволяющие интерпретировать одни и те же данные прямо противоположным образом по произволу экспериментатора.  Все это делает работу с цветовым тестом похожей на гадание.

Вывод: Причины использования ребенком того или иного цвета столь разнообразны, что желательно воздерживаться от искушения давать однозначную интерпретацию цветового решения детского рисунка. Каждый ребенок обладает интуитивным, спонтанным и сугубо индивидуальным чувством цвета, и часто его видение и ощущение цветов совсем не совпадают с признанной среди психологов.

Рассмотрим более подробно выбор ребенком цвета:

фактор предпочтения

Во многих случаях дети выбирают какой-нибудь один цвет, и весь рисунок выполняют только в этом цвете.

Например, если ребенку нравится красный цвет, он будет им рисовать, совершенно не обращая внимания на то, соответствует данный цвет существующим предметам или нет.

Он может нарисовать красное море или желтое дерево, не стараясь отразить “объективную  реальность”.

Так, во втором  приведенном в качестве примера рисунке используется три основных цвета, потому что, по словам ребенка, “других карандашей не было” (поэтому, прежде чем интерпретировать, обязательно порасспрашивайте ребенка, почему он так нарисовал). :)

Вообще, дети с удовольствием “играют в цвет”. Поэтому, если в рисунке “Моя семья” ребенок изображает отца всегда только в черном костюме, это может свидетельствовать не столько о том, что взаимоотношения с отцом вызывают в ребенке чувства подавленности, страха и огорчения (что следовало бы из теста по Люшеру), сколько о том, что у отца есть черный спортивный костюм, в котором его наиболее часто ребенок видит дома. Подобную ситуацию мы уже рассматривали в статье  «Пример неправильного диагностирования рисунков».

социокультурный фактор

Деревенские дети чаще рисуют природу, подбирая реальные цвета.

Городские дети в основном используют яркие цвета либо в результате школьного обучения, либо вследствие проявления внутренне-спонтанного ощущения цвета, присущего ребенку.

принадлежность к определенной этнической группе

Например, в Китае белый – это цвет траура и печали, тогда как во многих других культурах белый цвет ассоциируется со свежестью, чистотой, прохладой, холодом (белый снег).

Для финнов синий цвет может ассоциироваться с верностью, надеждой и свободой (цвет национального флага). Для русских синий цвет может олицетворять различные и подчас противоположные состояния: цвет неба и моря, цвет василька – положительные; негативные – отсутствие возможности в проявлении индивидуальности (синяя униформа), ассоциации с тоской, печалью, грустью.

Красный цвет тоже имеет разночтения в различных культурах. Для европейцев это цвет, символизирующий агрессивность, напор, возбуждение. Для русских красный – это красивый, выражающий также активность, борьбу, победу.

Таким образом, чрезвычайная многозначность в интерпретации цветового решения детского рисунка требует индивидуального подхода к каждому.

С уважением, Наталия.

Обсуждение: оставлено 5 коммент.

  1. Наталья пишет:

    Спасибо автору за раскрытие и подход к такой интересной теме. Очень бы было полезным, если бы психологи в детсадах и школах проходили специализированное обучение, чтобы не было неадекватных интерпретаций.

    Ответить
  2. Оксана пишет:

    Как тут все интересно. А можно рубрику для родителей, мы тоже умеем рисовать? И нам очень интересно, что наши рисунки говорят о воспитании наших детей.

    Ответить
    1. Наталия Годун пишет:

      Конечно, рисуночные тесты проводятся и для взрослых. И мы обязательно будем их проводить. Скоро будет объявлен набор в группу для тех, кто захочет пройти комплекс тестов. Поэтому подписывайтесь на рассылку, и Вы будете в числе первых, кто об этом сразу узнает :)

      Ответить
  3. Раиса пишет:

    Согласна с Натальей. специальная психологическая подготовка всем воспитателям просто необходима.

    Ответить
  4. лора пишет:

    Информация очень полезна для всех кто имеет доступ к детским работам. Самое важное это дуалистичность любой работы и ее интерпретации

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru