Соответствие ребенка возрастной стадии

11.10.2011            Детский рисунок

Главная страница » Детский рисунок » Соответствие ребенка возрастной стадии
возрастные закономерности

Лиза, 5 лет

Итак, мы знаем, что в течение детства процесс изобразительной деятельности проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется совершенно определенными особенностями рисунков, по которым можно судить о том, развивается ли ребенок в соответствии со своим возрастом, опережает ли его или отстает в развитии.

При нарушениях в умственном развитии происходят своего рода остановки на ранних стадиях, что позволяет оценивать умственное развитие ребёнка с помощью рисуночных тестов.

Однако как определить, когда ребёнку пора переходить в следующую стадию? Ведь  чёткие возрастные границы не существуют, поскольку каждый человек индивидуален в своем развитии. Календарный возраст и «возраст развития» не всегда совпадают.

Календарные сроки каждой стадии у разных детей также несколько смещаются в зависимости от условий воспитания (особенно от отношения взрослых к увлечению детей рисованием). Например, у современных городских детей стадия «головонога» может лишь промелькнуть или продержаться от нескольких дней до двух недель. Но в любом случае этот головоног становится первым, еще неясным образом самого себя, отражением своих переживаний.

Так как интенсивность и продолжительность продвижения на каждой стадии у разных детей неодинаковы, некоторая задержка на одной из них, особенно вызванная внешними условиями, впоследствии может быстро и эффективно компенсироваться. Однако значительное расхождение между календарным возрастом и «возрастом развития», особенно в завершающий период дошкольного возраста и начальный школьный период, потребует вмешательства специалиста.

Непродолжительные задержки – это задержки до полугода. Если они  случаются, не следует считать их признаком отставания в развитии ребенка.

Итак, подведем итог.

Существуют определенные возрастные стадии в развитии рисунка, которые свидетельствуют о степени развития ребенка. Однако эти стадии не имеют четких границ, так как существует расхождение между календарным возрастом и возрастом развития.

Поэтому, прежде чем  сделать вывод о том, как развивается ваш ребенок, соответствует ли его уровень развития возрастной норме, не нарушает ли он возрастные границы, нужно:

  • внимательно рассмотреть несколько рисунков ребенка
  • определить, в какую возрастную группу (стадию) он попадает, исходя из того, что рисует технически (или умеет рисовать) (каракули, головоног и т.п.)
  • сравнить с возрастом ребенка (+/- полгода)

Если вы увидите явное несоответствие вашего ребенка какой-либо возрастной стадии, –  не спешите делать выводы. Такой случай потребует тщательного изучения специалиста. А еще обязательно прочитайте нашу статью о правилах диагностики рисунков. :)

С уважением, Наталия.

Обсуждение: оставлено 2 коммент.

  1. Людмила пишет:

    Мне очень понравился Ваш сайт. И тема и содержание гармонируют друг с другом.
    Мне как маме очень интересно знать, как можно узнать о проблемах ребёнка посредством рисунков.
    Желаю удачи в Ваших начинаниях и приглашаю в гости на мой сайт.

    Ответить
    1. Наталия Годун пишет:

      Спасибо!!

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru