Тест “Несуществующее животное”. Процедура тестирования.

12.12.2011            Детский рисунок

Главная страница » Детский рисунок » Тест “Несуществующее животное”. Процедура тестирования.

Тест «Несуществующее животное» является одним из наиболее информативных среди других рисуночных тестов. Самостоятельно он обычно не проводится.

Другими словами, проективная методика «Несуществующее животное» – это ориентировочный тест, который используется в комплексе с другими методами в качестве одного из инструментов исследования личности.

В этой статье мы не будем вдаваться в подробности о теории психомоторной связи, на которой построен тест «Несуществующее животное», а узнаем, как нужно его проводить.

тест несуществующее животное интерпретация

"Американская чупакабра". Рисунок мужчины, 36 лет.

Возраст обследуемого: любой, начиная примерно с 5 лет.

Цель тестирования:

  • регистрация состояния психики
  • изучение уровня тревожности ребенка
  • изучение уровня самооценки
  • изучение внутреннего мира ребенка
  • определение взаимоотношений ребенка с окружающим миром
  • выяснение степени адаптации ребенка в коллективе

Для того, чтобы провести тест «Несуществующее животное», нужны:

  1. лист белой бумаги формата А4
  2. простой карандаш с маркировкой М или 2М (В или 2В)

Тест «Несуществующее животное» проводится индивидуально.

Инструкция для обследуемого (что мы ему говорим):

«Придумай и нарисуй несуществующее животное, которого нет в природе».

Если ребенок задает какие-то уточняющие вопросы, повторите инструкцию, добавив, что этого животного ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх, ни в сказках нет, то есть ребенок ПЕРВЫМ его придумает.

Процедура тестирования:

Лист бумаги перед обследуемым кладут горизонтально.

Рассказывают, что нужно нарисовать.

Время рисования не ограничено.

Когда рисунок будет готов, попросите придумать животному несуществующее название. Если ребенок умеет писать, пусть подпишет рисунок сам. Если название никак не придумывается, не настаивайте, пропустите этот пункт.

Проводят обсуждение рисунка в свободной форме.

Сначала можно попросить: «А теперь расскажи мне об этом животном».

Если ребенок не знает, что сказать или с чего начать, можно задавать приблизительно такие вопросы:

  1. А где живет это животное? (например, в лесу, в горах, в море)
  2. А у него есть свой домик?
  3. А какой у него характер: оно доброе или злое?
  4. А что оно делает, когда радуется?
  5. А оно умеет плакать или смеяться?
  6. А умеет оно разговаривать или всегда молчит?
  7. Если животное умеет разговаривать, поинтересуйтесь, на каком языке оно говорит.
  8. А какое у него сейчас настроение?
  9. А есть у него семья, родители, дети?
  10. А друзья есть у него?
  11. А у него есть враги? (если есть, то почему они его враги?)
  12. А оно умеет защищаться, когда ему угрожает опасность?
  13. А как это животное защищается?
  14. А чем оно питается?
  15. Чем обычно оно занимается?
  16. А что больше всего любит делать?
  17. А что больше всего не любит делать?
  18. А оно одно живет или с кем-то?
  19. А оно боится чего-нибудь? (или ничего не боится?)
  20. А какого оно размера? (маленькое, огромное и т.п.)

Ответы ребенка заносят в протокол.

Если тест «Несуществующее животное» проходит взрослый человек или подросток, попросите его самостоятельно написать рассказ о нарисованном несуществующем животном. Потом при необходимости можно будет задать дополнительные вопросы.

После завершения обсуждения ребенку говорят:
«А теперь представь, что твое несуществующее животное встретило волшебника, который может выполнить его любые три желания. Как ты думаешь, что оно могло бы загадать?»

Все ответы, конечно же, заносятся в протокол.

Возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе применения методики «Несуществующее животное»:

Если ребенок отказывается рисовать, выясните причину, по которой он это делает. Как можно «исправить» ситуацию, читайте здесь.

Если ребенок оказывается рисовать, мотивируя свое нежелание тем, что не умеет, не знает или не может придумать, как рисовать, то скажите, что ему и не нужно это уметь. Так как это животное не существует в природе, то все, что получится у ребенка, будет правильным. Скажите, что хотите посмотреть, как он умеет фантазировать, придумывать что-нибудь свое.

Если ребенок затрудняется сделать первые штрихи, долго думает, то посоветуйте ему начать «хоть с чего-нибудь», а дальше придумается в процессе рисования.

Если ребенок нарушил инструкцию, то есть нарисовал вместо несуществующего животного какое-то известное, реальное (и название ему дал тоже существующее, например, белка или слон), то похвалите его и скажите: «А теперь постарайся придумать САМ какое-нибудь животное, которое я никогда не видела даже на картинках». Если и во второй раз ребенок не сможет справиться с заданием, значит, нужно прекратить на какое-то время предлагать ему тест «Несуществующее животное».

Но, если животное очень похоже на реальное (например, на носорога), а названо необычно (например, клюворогий носорог), то задание считается выполненным и подлежит обработке в соответствии с процедурой тестирования.

Существуют также дополнительные задания к тесту в проективной методике «Несуществующее животное», но о них мы поговорим в других статьях.

С уважением, Наталия.

Обсуждение: оставлено 8 коммент.

  1. Михаил пишет:

    Интересный тест.

    Ответить
  2. Galina пишет:

    Когда-то я уже проходила такой тест и у меня скорее получилось существующее животное, но немного изменённое.

    Ответить
  3. Татьяна пишет:

    Я когда-то проводила такие тесты. Действительно, очень много можно узнать о ребенке и не только. Очень показательный тест.

    Ответить
  4. андрей пишет:

    я проводил этот тест на взрослых, мне кажется все совпадает. Удачи вам!

    Ответить
  5. Ефим пишет:

    Очень интересный тест. Приедет в гости внук обязательно его проведу. Почему сам не нарисую? Даже не знаю? Наверное уже воображения нет, хотя в детстве зачитывался фантастикой.

    Ответить
  6. Валентина пишет:

    Тест интересный. А что собственно можно выявить с его помощью?

    Ответить
    1. admin пишет:

      В целях тестирования и отражается то, что можно узнать о ребенке. Но это в общих чертах. В других статьях мы будем писать подробнее, объяснять на реальных примерах, что можно узнать из рисунков. А что касается именно этого теста, то, чтобы было понятнее, можно привести в качестве примера такую деталь в рисунке как ресницы.
      Если у животного нарисованы ресницы (особенно густые, длинные), то считают, что человек придает очень большое значение демонстративности (хочет, чтобы им восхищались окружающие, быть все время на виду, в центре внимания). Также наличие ресниц говорит о том, что человек склонен к истерикам (ребенок может падать на пол в истерике, биться головой о стену и т.п.), которые тоже ориентированы на публику. Если вы проводите тест со своим ребенком, вы и сами знаете о его склонностях к истерикам, а вот его желание быть в центре внимания могло и остаться незамеченным. Следовательно, узнав об этом, вы можете начать уделять больше внимания этому ребенку, почаще его хвалить, поощрять и т.д. ;-)

      Ответить
  7. DegeFLome пишет:

    Всех сотрудников сайта с наступающим новым годом, успехов вам

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru