Пример проведения тестов «Рисунок семьи» и «Воображаемая семья».
Вы уже немножко узнали о тесте «Воображаемая семья». Теперь можно рассмотреть его на практике.
Рисуночные тесты проходит девочка 6-ти лет, Лиза.
Проводим тестирование в 2 этапа:
1-й этап – тест «Рисунок семьи»
2-й этап – тест «Воображаемая семья»
Целью нашего тестирования является сопоставление реальной семьи девочки с семьей, в которой она хотела бы жить, то есть воображаемой.
Реальный состав семьи Лизы:
- мама
- папа
- сестра Ульяна (1 год)
- также рядом (квартиры в одном подъезде) живут бабушка, дедушка Лизы и ее дядя, с которыми она очень часто видится.
Итак, приготовлены 2 листа белой бумаги формата А4 и цветные карандаши.
1. Тест «Рисунок семьи».
Инструкция для Лизы:
Нарисуй, пожалуйста, свою семью. Можешь каждого члена семьи рисовать тем карандашом, каким хочется. Не обязательно использовать все цвета.
Лиза:
Я больше всего люблю рисовать розовым и голубым карандашом. Когда я иногда рисую, я даже не знаю, какой из них выбрать, мне оба очень нравятся.
(Кстати, об интерпретации цветовых предпочтений можно прочитать в разделе «Психология цвета в рисунке»).
Лиза:
Я хочу нарисовать всех на зеленом лугу. Можно я бабушку нарисую в виде старухи?
(Бабушке 55 лет).
Последовательность рисования членов семьи:
- Лиза
- Мама
- Папа
- Бабушка
- Дедушка
- Уля
Беседа по тесту «Рисунок семьи»:
- А почему ты хотела нарисовать бабушку в виде старухи?
Лиза:
Просто я не знаю, как ее еще нарисовать. Жирной я ее не хочу рисовать..
- Почему жирной?
(Бабушка нормального телосложения).
Лиза:
Ну, просто я не могу ее нарисовать такой, какая она есть.
- Кто на этом рисунке самый плохой?
Лиза:
Никто.
- А кто самый хороший?
Лиза:
Я и Уля. Потому что мы в одинаковых платьях и очень похожи. Ну, не очень, а немножко похожи.
2. Тест «Воображаемая семья».
Инструкция для Лизы:
А теперь нарисуй, пожалуйста, семью, в которой ты хотела бы жить.
Последовательность рисования:
- Лиза
- Уля
- Мама
- Папа
Беседа по тесту «Воображаемая семья»:
Лиза:
У меня здесь волосы, как у Рапунцель (из мультика, они у нее там очень длинные). Мама сердится, так как Лиза своими волосами запутала Улю и смеется. А Уля испугалась и думала, что заблудилась.
- А почему ты так сделала (запутала Улю)?
Лиза:
Я и сама не знаю.
- А папа почему так далеко?
Лиза:
Потому что он пошел искать клад и нашел старую запись памятника. Полоски – это его крик. Он кричит, что нашел старую запись памятника.
(Папа увлекается археологией. «Старая запись памятника» имелось в виду «надпись на памятнике»).
- А здесь кто самый плохой?
Лиза:
Никто.
- А самый хороший?
Лиза:
Лиза и Уля.
- А вот если бы им дали три билета в цирк, кто бы пошел?
Лиза:
Лиза, мама и Уля.
- А если бы дедушка на машине поехал на море, и было бы всего два свободных места, кто бы из них поехал?
Лиза:
Лиза и Уля.
Анализ рисунка семьи.
Обратите внимание, насколько важно проводить беседу с ребенком по его рисункам. Если не уточнять определенные детали, можно сделать неправильную интерпретацию. Например, взглянув на рисунок воображаемой семьи, мы видим, что папа нарисован совсем крошечным в верхнем правом углу. Но на первом рисунке он стоит рядом. Все члены семьи там находятся примерно на одной линии, все улыбаются. Плохих нет. Конечно, черного цвета больше в рисунке папы, но этот же цвет Лиза использует и в других персонажах, в том числе и при изображении себя.
Принимая во внимание и возрастной кризис Лизы (первый – около трех лет, второй – около пяти лет, третий – около семи лет), существуют определенные трудности во взаимоотношениях между ней и членами семьи. Себя Лиза ценит очень высоко. К папе у нее больше «претензий», чем к другим членам семьи. Но ничего страшного здесь нет. Главное – не упустить момент.
Попробуйте самостоятельно провести тест «Рисунок семьи» и «Воображаемая семья» со своим ребенком, и вы можете приоткрыть для себя часть его внутреннего мира.
С уважением, Наталия.