Интерпретируем размер дерева в рисунке

14.03.2013            Методика "Дом-Дерево-Человек"

Главная страница » Методика "Дом-Дерево-Человек" » Интерпретируем размер дерева в рисунке

В этой статье мы рассмотрим такой объект интерпретации, как размер рисунка дерева. Что он символизирует? Что представляет собой высота дерева и как ее можно использовать при анализе рисунка «Дом-Дерево-Человек»?

размер-дерева

Что символизирует размер дерева

Размер дерева по сравнению с размером страницы может символизировать понимание человеком своего реального или желаемого положения в обществе (как он себя ощущает в психологическом плане).

Помните, я говорила о том, что дерево  считается символом жизненной энергии человека и  метафорой его стремлений? Это касается именно отдельных элементов дерева (например, какие у него ветви, крона, ствол и т.д.).  А сейчас мы рассматриваем символизацию именно размера дерева.

Относительно размера дерева даются разноплановые интерпретации.

Очень большое (высокое) дерево

Если дерево на рисунке очень большого размера, это может значить, что автор рисунка:

  • остро ощущает свою зависимость от окружающей среды  (чувствует ее сужение или давление)
  • проявляет агрессивность или склонность к агрессии
  • обладает внутренней свободой и раскованностью

Если дерево еле уместилось на листе бумаги, считается, что человек стремится к самоутверждению.

Если дерево не поместилось на листе, человек:

  • остро чувствует взаимоотношения с окружающей средой
  • склонен получать удовольствие больше от своей деятельности, чем в воображении
  • энергичный и активный

Очень маленькое дерево

Если рисунок дерева получился очень мелким, возможно, что автор рисунка:

  • ощущает свою малоценность или неполноценность, в связи с чем обладает низкой самооценкой
  • ощущает потребность замкнуться в себе, отрешиться от окружающего мира
  • испытывает состояние напряжения
  • ощущает свою неадекватность
  • стремится избегать реальности или ограничить взаимодействие с окружающей реальностью
  • испытывает переутомление
  • не имеет возможности проявить себя в полной мере

Все эти интерпретации можно соотнести и с символикой дерева как жизненных сил человека:

♦ если их у него много, то он активный и энергичный (при этом может быть и агрессивным) – дерево изображено высоким, большим

♦ если сил мало – то и переутомление возможно, и депрессивные тенденции и т.д. – дерево нарисовано маленьким.

дом дерево человек

Рисунок "Дом-Дерево-Человек" мужчины 25-ти лет.

Обратите внимание, что в этом рисунке дерево очень маленькое, если сравнить его с рисунком человека. Но, так как в этом рисунке масштаб и перспектива не выдерживаются (изображение дома, бассейна и т.д.), то говорить однозначно о том, что дерево нужно интерпретировать как маленькое – не приходится.

Высота дерева на рисунке

Здесь тоже не все однозначно. Выделим 2 позиции, с которых можно что-то «прочитать».

Первая.

Высота дерева на рисунке – это возраст, на который себя ощущает тестируемый (на самом деле ему может быть меньше лет или больше).

Разница между реальным и ощущаемым возрастом может вылиться в противоречия, которые  чаще проявляются в формах поведения в условиях стрессовых ситуаций. Так, например,  от человека  50-ти лет, который нарисовал саженец в качестве дерева,  ждут поведения в соответствии с его «паспортным»  возрастом, а он постоянно демонстрирует поведение подростка. То есть, в своих реакциях на события, в эмоциях и поступках он «застрял» в подростковом возрасте.

Подобную интерпретацию можно подтвердить или опровергнуть с помощью рисуночного теста «Человек под дождем».

Вторая.

Высота дерева – это реальный возраст человека. Нужно нарисовать линию, на которой начальная точка – это нижняя часть дерева, конечная – верхушка – цифра, соответствующая возрасту человека на момент рисования. Затем линия делится на отрезки равной длины.

Например, дерево нарисовано молодым человеком 23-х лет.

рисунок дерева

Рисунок мужчины, 23 года.

Тогда получится отрезок длиной 23 единицы, который мы разделим на равное по длине число временных единиц (1 единица – 1 год).

ДДЧ-высота-дерева

Для чего это нужно? Например, нарисовано дупло – какой-то травмирующий эпизод, который произошел в жизни. Начертив линию, можно увидеть, в какой временной промежуток произошел этот эпизод. В нашем случае – в период между 3-мя и 5-ю годами. Этот вопрос я еще подробнее буду рассматривать в другой статье, о таких вот дополнениях к рисунку дерева, как дупло, гнезда, сучок и т.д.

Надеюсь, что в этой статье вы узнали для себя что-то новое. Если возникли какие-то вопросы – задавайте их в комментариях к статье.

С уважением, Наталия.

Обсуждение: оставлено 14 коммент.

  1. Сергей пишет:

    Не помню каких рисовал раньше людей, но деревья у меня всегда были пышные и повыше )))

    Ответить
  2. Катерина пишет:

    Просто рисунок, казалось бы, а сколько можно выяснить о человеке. С удовольствием прочитаю следующую статью. Спасибо, очень интересно!

    Ответить
    1. Наталия Годун пишет:

      И Вам спасибо на добром слове :))

      Ответить
  3. Очень интересная тематика вашего сайта. Слышала об анализе рисунков, но никогда с этим не сталкивалась. А с какого возраста ребенка можно начинать делать анализ рисунков?

    Ответить
    1. Наталия Годун пишет:

      Ориентировочно с 3-х лет (смотря какой рисуночный тест), но мне больше нравится проводить с детьми уже после 5-ти лет и со взрослыми :)

      Ответить
      1. Нам уже 3 годика, но судя по рисункам дочки, анализировать нам еще нечего :). Подрастем и обязательно попробуем.

        Ответить
        1. Наталия Годун пишет:

          Да, в таком возрасте сложно что-то определенное сказать. Больше обращаешь внимание на используемые цвета в рисунках. И то – ребенок развивается, познает мир, в том числе и в цветовой гамме :)) Так что тут могут быть и рисунки в черном цвете, но это не значит, что “что-то не так”.

          Ответить
  4. Слышала о черном цвете. Тоже считаю, что в таком возрасте на это не стоит обращать внимание. Но знаю, что многие мамы переживают, если их ребенок рисует только темными цветами, считая, что… Хотя, думаю, не мне вам рассказывать что они считают :).
    У меня дочка в возрасте 1,5 лет тоже выбирала темные цвета, а сейчас всеми рисует, вроде даже любимого не замечаю.

    Ответить
    1. Наталия Годун пишет:

      Моей старшей дочке почти 7 с половиной, но она иногда тоже рисует черным или простым карандашом. Но при этом с настроением у нее все в порядке, никто его не портил :) Что-то я сейчас вспомнила про готов :)

      Ответить
  5. Elena пишет:

    Да, рисуночные тесты очень информативны, главное их правильно расшифровать.

    Ответить
  6. Изабелла пишет:

    спасибо за информацию. у меня возник вопрос, а если дерево нарисовано в левой части листочка, и крона дерева на половину обрезана?

    Ответить
    1. Наталия Годун пишет:

      А какой рисунок: только одно дерево или есть еще что-то?
      Если только одно дерево, то еще нужно знать:
      “в левой части” – это ближе к краю листа или к середине?
      А если в рисунке целый “сюжет” – то и рассматривается расположение всего рисунка на листе, а не его отдельных элементов.
      А вот “срез макушки” дерева верхним краем листа уже связан со сферой фантазии (возможно, стремление ее ограничить).
      В общем, нюансов много. Однозначно ответить на подобный вопрос – будет неправильно.
      Я еще не закончила серию статей об интерпретации дерева, еще о многом буду говорить. Так что заходите время от времени =)

      Ответить
      1. Изабелла пишет:

        хорошо буду ждать статью. спасибо вам большое, так всё подробно описано,редко где такую информацию встретишь)читать одно удовольствие

        Ответить
        1. Наталия Годун пишет:

          И Вам большое спасибо!! Очень вдохновляет, когда слышишь, что это действительно кому-то нужно и интересно. *IN LOVE*

          Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru