Здравствуйте!!! Это вторая часть статьи о том, что можно узнать по изображению корней в рисунке дерева. Я расскажу, как могут быть нарисованы корни и о чем говорит их размер + важный опрос по поводу расширения тематики сайта.
Рисунок дерева: виды изображения корневой системы
Если корни дерева прорисованы, то они могут изображаться в разных вариантах. Можно условно выделить такие типы изображений, когда корни:
- висят в воздухе;
- находятся на поверхности земли;
- «прячутся» в землю;
- нарисованы как продолжение ствола одиночными линиями.
Рассмотрим каждый рисунок на примере.
Корни дерева висят в воздухе, без земли
В таком случае можно рассматривать такие варианты интерпретаций:
- человек не ощущает устойчивости, «почвы под ногами»
- автор рисунка плохо ориентируется в реальной жизни
- недостаток дружеского внимания и понимания
- плохая адаптация в социуме
- непрактичность
- конфликты в доме, в семье
Корни изображены на поверхности земли, опираются на нее
При этом сама почва может быть и не прорисована.
Если корни находятся на поверхности, нужно будет оценить их толщину, длину и т.д. (об этом читайте ниже).
Если корни напоминают когти птицы и опираются на поверхность земли, не проникая в нее вглубь, то считают, что человек имеет слабый или ограниченный контакт с реальностью, а возможно, даже параноидно-агрессивные черты.
В случае, когда корни изображены как составная часть дерева и производят впечатление полноты, прочности и опоры, делается предположение, что человек ещё связан со своим детством и сопротивляется изменениям. Он флегматичен и нуждается в поддержке. Иногда бывает груб, растерян, но склонен к созидательному труду и сможет развить интуицию и рассудительность, если освободится от неуверенности и заторможенности, вызванных трудностями взросления.
Корни дерева «прячутся» в землю
Если корни дерева уходят в землю, и при этом они ярко выражены – человек может испытывать чувство незащищенности. Также возможна такая интерпретация, как сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности: человек ни за что не окажется от того, что привык считать правильным.
Если корни прорисованы в почве, возможны такие варианты интерпретаций:
- небезопасность человека в настоящий момент
- жизнь «в прошлом»
- привязанность к своей семье.
Корни изображены одиночными линиями, как продолжение ствола
Их видимая часть – это нижние ответвления от ствола.
Так часто рисуют дети. Кроме того, часто проводится линия, означающая слегка взрытую почву.
Считается, что автор рисунка наделён чувством реализма и благоразумия, а также беспокойства и тревожности.
Величина корней в рисунке дерева
Оцените, насколько пропорционально изображена корневая система по сравнению с самим деревом.
Интерпретация с точки зрения символики корней дерева как «любопытство»
Здесь действует принцип: чем длиннее корни, тем сильнее любопытство человека.
Если корневая система непропорционально маленькая (конечно, если она такая и есть, потому что, может быть, она частично изображена на поверхности земли, а частично – в почве; поэтому это надо уточнять в пострисуночном опросе) – возможно, что человек замкнут в себе. Также это интерпретируют как умеренное любопытство («тяга к сокрытому»).
Если корневая система примерно такого же размера, как ствол дерева – считается, что имеет место выраженное (более сильное) любопытство, которое уже представляет проблему.
Если корневая система непропорционально больше ствола – это интерпретируется как интенсивное (чрезмерное) любопытство, которое может вызвать тревогу.
Мое мнение: такие 3 интерпретации как степени любопытства обычно встречаются в «ключах» к рисунку дерева под такими определениями:
«корни меньше ствола,
корни равны стволу,
корни больше ствола»
Мне вот в том виде, в каком они подаются, не нравится само построение фразы. Жаль, что я не знаю немецкого языка – можно было бы найти оригинал и посмотреть его. Потому как основная часть рисуночных методик у нас – это перевод с иностранного языка, и он мог выполняться непрофессионально, вольно. А ведь здесь имеет значение каждое слово!
Да и вообще, мне пока не приходилось пользоваться этими интерпретациями, поскольку у меня нет в практике ни одного рисунка дерева, где корни занимали бы основную часть. Да и таких, где соотношение между объемом корневой системы и стволом составляло бы 50х50 – тоже нет. Обычно корни или не рисуют, или чаще рисуют, но более-менее пропорционально всему рисунку дерева.
Что касается использования символики корней как бессознательного в человеке, то здесь все понятнее.
Если размеры корней больше остальной части дерева – считается, что бессознательное превалирует над сознательным (смотрите схему распределения областей сознательного-бессознательного в рисунке дерева в первой части статьи).
Слишком большие, «разлапистые» корни могут говорить о том, что человек привык держать ситуацию под контролем, он ничего не упускает из виду и с трудом меняет свои взгляды и привычки.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
В следующей статье мы закончим анализ изображения корней в рисунке дерева, а сейчас хочу с вами посоветоваться по поводу расширения тематики сайта.
Но для начала, хотелось бы уточнить, кто все-таки чаще читает мой блог – профессиональные психологи или любители – потому что от этого напрямую зависит целесообразность этого «расширения».
Ответьте, пожалуйста:

Насколько я поняла из предыдущих вопросов, бОльшая часть моей аудитории – это профессиональные психологи (если, конечно, ситуация не поменялась). К ним бы я и хотела обратиться.
Дело в том, что мне на почту иногда приходят письма с вопросами о других методиках, не только рисуночных. Также интересовались темой психокоррекции.
Я понимаю, что рисуночные методики – это только один из методов (причем не основной) психодиагностики. А психологи в своей практике используют великое множество различных методик. К тому же, это хороший вариант в работе с детьми – выявленные проблемы подтверждать другими психологическими методиками.
Мне бы не хотелось создавать для этого отдельный сайт. Я бы лучше подредактировала этот, добавив такие разделы как «Психодиагностика» и «Психокоррекция»: сначала выявляем проблемы, потом проводим психокоррекционные мероприятия. Как Вам такая идея? Мне кажется, было бы удобнее. Можно было бы обмениваться опытом по поводу применения методик.
В общем, хочу услышать Ваше мнение! Ответьте, пожалуйста, на вопросы:


Если Вам есть что добавить по поводу этого опроса (какую информацию Вы бы хотели получить на сайте, о каких конкретных методиках узнать?), напишите, пожалуйста, в нижеследующей форме:
[iframe src=”https://docs.google.com/forms/d/1GAdfA9ivxKKiRo-pGNLdyD3hZRwl0SGBu1eq_ZFcoQw/viewform?embedded=true” width=”630″ height=”500″]
На сегодня – всё! До встречи!
С уважением, Наталия.
Спасибо,поможет.Я как раз рисовать не умею буду знать,спасибо!!!
Психология это самая точная наука.Ведь по психологии человека можно многое рассказать о самом человеке,кто он,что у человек в душе.Вообще мне кажется что каждому человеку стоит хоть раз в жизни посетить психолога.Хотя бы что бы для того что бы высказать свои переживания,что твориться в твоей душе.Я сама увлекаюсь психологией.Эта статья которая может рассказать человеку по рисунку о том что с ним твориться это на все пять.Хорошая статья почитать очень интересно!
Спасибо, Екатерина!! Да, Вы правы, у нас еще много предрассудков относительно того, чтобы обратиться к психологу. Как раз вспомнила, что хотела написать статью на эту тему. =)
Интересное определение состояния человека по рисункам деревьев.
Довольно интересно! Я всегда рисую скрытые корни уходящие в земли и действительно описание совпадает, проверю теперь близких:)
Как много оказывается можно узнать из детского рисунка. Очень интересная статья. И главное очень хорошо написана. Я думаю эта методики поможет очень многим познать себя и своего ребенка.
Спасибо!
Классный дизайн сайта!
Спасибо =) Это я в Фотошопе баловалась. Пока так оставила: некогда заниматься…