Подсчет баллов к рисуночному тесту
“Несуществующее животное”
Меня уже неоднократно просили рассказать, как подсчитывать баллы к рисунку “Несуществующее животное“. Что касается меня, на практике я этот метод не применяю, поскольку делаю подробный качественный анализ рисунка. А подсчет баллов – это количественный анализ, и он больше может пригодиться тем, кому нужен “быстрый”, экспресс-анализ.
К тому же, баллы начисляются для того, чтобы оценить уровень агрессивного поведения (обычно ребенка). То есть, эта методика количественной оценки так называемого симптомокомплекса агрессии применяется как дополнительная к другим тестам диагностики агрессии (склонности к агрессивным формам поведения).
Симптомокомплексы рисуночного теста “Несуществующее животное”
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
Агрессия |
|
0-1 |
|
0-1 |
|
|
0-2 |
|
|
0-1 |
|
|
0-2 |
|
|
0-1 |
|
|
0-1 |
|
|
0-1 |
|
|
0-1 |
|
10. Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) |
0-2 |
|
11. Хищник |
0-1 |
|
12. Вожак или одинокий |
0-1 |
|
13. При нападении “дерется насмерть” или “всех убивает”, дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) |
0-1 |
|
14. Ночное животное |
0-1 |
|
15. Другие признаки |
0-1 |
Как правильно посчитать баллы
При анализе рисунка несуществующего животного и пострисуночного опроса оцениваются перечисленные в таблице симптомы. Если симптом отсутствует, начисляется ноль баллов.
Некоторые признаки оцениваются от нуля до двух баллов. В таком случае, оценка выставляется в соответствии со степенью выраженности симптома. Например, оценим “наличие орудий нападения” (от 0 до 2-х).
Скажем, животное имеет очень острые зубы, но у него нет ни когтей, ни рогов. Тогда мы ставим 1 балл. Если подобных средств нападения много, балл будет максимальным. Так же и с крупным изображением. Если оно на весь лист – 2 балла, если менее крупное – 1 балл.
“Неаккуратность рисунка” – значит, если он аккуратно нарисован (линии доводятся до конца, неспешно), ставим ноль баллов.
“Верхнее размещение углов” – их может быть больше в верхней части рисунка, над несуществующим животным.
Если животное является хищником (может быть не видно на рисунке, но прозвучит в опросе) – 1 балл, травоядным – 0 баллов.
“Другие признаки” – это различные признаки выражения агрессии, не упомянутые в таблице.
Понятно, что чем больше итоговая сумма баллов, тем выше уровень склонности к агрессии.
Шкала оценок результатов
Уровень агрессивности |
Количество баллов |
Слабый |
0 – 3 |
Средний |
4 – 6 |
Высокий |
7 – 10 |
Повышенный |
11 – 18 |
Как в рисунках проявляется агрессия
В рисунках с повышенным и высоким уровнем агрессивности могут присутствовать:
- крупное изображение;
- уверенная линия рисунка с сильным нажимом на карандаш;
- наличие орудий нападения и защиты (зубы, когти, рога, острый клюв, иглы) – прямые символы агрессии;
- острые углы (имеет значение их количество, расположение и характер);
- изображение двоих животных, где один нападает, а другой убегает.
В таких рисунках отражается проявление враждебности и повышенной тревожности. Агрессия может возникать спонтанно в результате неустойчивого эмоционального состояния.
Рисунки со средним и слабым уровнем агрессивности отличаются тем, что в них нет:
- животных с угрожающим выражением морды;
- хищников или нападающих животных;
- символов прямой агрессии.
В таких слабоагрессивных рисунках линии уверенные и доведенные до конца, формы плавные и округлые. Они говорят о самоконтроле и дружелюбии, а агрессия носит защитный характер.
Пример подсчета баллов
Рисунок молодой женщины.
С и м п т о м |
Балл |
|
1 |
|
0 |
|
0 |
|
0 |
|
1 |
|
1 |
|
0 |
|
0 |
|
0 |
10. Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) | 0 |
11. Хищник | 0 |
12. Вожак или одинокий | 0 |
13. При нападении “дерется насмерть” или “всех убивает”, дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) | 0 |
14. Ночное животное | 0 |
15. Другие признаки: острые веточки, “страшна в гневе” |
1 |
Итого: 4 балла. Это средний уровень агрессивности (ближе к слабому).
Еще один рисунок.
“Несуществующее животное”. Владимир, 36 лет.
С и м п т о м | Балл |
|
0 |
|
0 |
|
0 |
|
0 |
|
1 |
|
0 |
|
0 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
0 |
|
1 |
|
0 |
|
0 |
Итого: 6 баллов. Также средний уровень агрессивности, но ближе к высокому.
Надеюсь, что эта статья помогла Вам подсчитать уровень склонности к агрессии на основании рисунка несуществующего животного.
Что почитать:
Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. – Минск.: НИО, 1997.– 198 с.
Наталия Годун, практический психолог