История развития тестов

20.10.2011            Психология рисунка

Главная страница » Психология рисунка » История развития тестов

Перед тем, как изучать историю рисуночной психодиагностики, узнаем, как вообще появились тесты.

ф. гальтон

Ф. Гальтон

История развития тестов начинается с английского ученого Ф. Гальтона, который считается родоначальником психологического тестирования. Он разработал несколько несложных заданий, результаты выполнения которых призваны были свидетельствовать об общей одаренности.

Принципиальная схема проведения теста проявилась при этом очень наглядно: задания Ф. Гальтона касались главным образом измерения элементарной чувствительности (например, для оценки способности различать высоту звука им был изобретен специальный свисток). По результатам испытаний делались выводы о степени одаренности человека.

Примечательно, что Ф. Гальтон придерживался представлений о врожденной природе умственных способностей. Однако, по его собственному признанию, созданный им метод мало способствовал подтверждению этих идей.

дж. кеттел

Дж. Кеттел

Дж. Кеттел

Для обозначения психодиагностических методик слово «тест» впервые употребил американец Дж. Кеттел. Сам он занял в истории психологии заметное место, и его жизненный путь, в частности, служит интересной иллюстрацией к истории тестирования.

Свою научную деятельность Дж. Кеттел начал в Лейпциге под руководством В.Вундта, признанного основоположника научной психологии.

В. Вундт интересовался общими закономерностями функционирования человеческого сознания, а индивидуально-психологические особенности конкретных людей считал недостойным предметом для серьезной науки.

Такой подход быстро разочаровал Дж. Кеттела. Он перебрался в Лондон, где продолжил свою работу уже под руководством Ф. Гальтона. По возвращении в США Дж. Кеттел первым в истории науки был удостоен звания профессора психологии. Он создал множество тестов, которые, однако, были ограничены усвоенными в Лондоне представлениями.

Сегодня уже никто не берется по уровню световой или звуковой чувствительности определять степень одаренности. И тесты Дж. Кеттела со временем уступили место другим методикам.

рисуночные тесты

А. Бине

А. Бине

Многие считают опыты Ф. Гальтона всего лишь предварительной попыткой и отдают лавры первенства в тестологии французу А. Бине.

В начале 20-го века им был создан тест, который, хотя и в многократно измененном виде, дошел до наших дней и широко употребляется во всем мире.

По заказу Министерства образования Франции А. Бине разработал серию задач для отсева детей, неспособных к обучению в массовой школе. Впоследствии его тест был преобразован и стал использоваться для количественной (в баллах) оценки умственных способностей.

Казалось бы, найден великолепный инструмент для решения очень важной проблемы, но оказалось, что этот инструмент далеко не универсальный и не всегда надежный.

Вскоре после первой публикации тест А. Бине был переведен на русский язык. На его основе отечественными авторами были разработаны и собственные методики, которые постепенно все шире проникали в практику.

История развития тестов пережила и настоящий «бум» тестирования, которыйпришелся на 20-е – начало 30-х годов, когда соответствующему обследованию подвергался едва ли не каждый школьник.

Неизбежные технические накладки (плохая адаптация зарубежных образцов, привлечение непрофессионалов к проведению тестирования, категоричность выводов и т.п.), естественно, приводили и к негативным результатам.

Но главный результат оказался абсолютно неприемлемым: выяснилось, что одни умнее, чем другие, причем с классовыми установками рабоче-крестьянского государства это соотношение абсолютно не совпадает.

В итоге в 1936 г. появилось постановление ЦК ВКП(б), положившее конец подобным «извращениям». Поговаривают, правда, что причина совсем прозаична – недовольство И.В. Сталина низким тестовым баллом сына Василия.

Слово «тест» вмиг сделалось почти неприличным. Лучшие умы были брошены на дискредитацию «буржуазной» тестологии. Именно поэтому по сегодняшний день для нужд практики психологам приходится главным образом заимствовать зарубежные методы. Отечественная психодиагностика долго была вне закона и сегодня делает еще нетвердые шаги.

За рубежом тестовый бум длился гораздо дольше. Но и там он сегодня заметно пошел на убыль. За те годы, которые в США практиковалось тестирование, американские специалисты постепенно пришли к выводам, очень напоминающим решение ЦК ВКП(б). В ряде штатов тестирование  даже было законодательно запрещено, а там, где его использование признано допустимым, на тесты уже не возлагают глобальных надежд.

Но всё это касается именно формализованных (позволяющих количественно измерить оцениваемые признаки), а не рисуночных, тестов.

С уважением, Наталия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru