Первый этап развития рисуночного тестирования.

4.08.2012            Психология рисунка

Главная страница » Психология рисунка » Первый этап развития рисуночного тестирования.

рисуночные тестыРисуночные тесты появились в работе психологов сравнительно недавно, в 20 веке. Давайте посмотрим, какие этапы в своем развитии уже прошли рисуночные тесты.

В истории рисуночного тестирования прослеживаются следующие этапы развития:

1. Рисуночные тесты для оценки уровня интеллекта.

2. Рисуночные тесты для измерения личностных особенностей.

3. Дальнейшее развитие рисуночных тестов.

В этой статье рассмотрим первый этап в развитии рисуночного тестирования.

Этапы развития «интеллектуальных» рисуночных тестов.

Первые рисуночные тесты касались главным образом уровня интеллекта.

Имя первого  человека, который  предложил использовать рисунок для выявления психологических особенностей личности, определить невозможно.

Тем не менее, мы можем проследить, кто из исследователей раньше начал использовать рисунки в своих работах.  Это был только начальный этап развития анализа самого рисунка.

♦ Так, в 1904 году  стало известно об исследованиях Р. Шутейна, который пытался найти основы в периодизации развития рисунка (стадии развития рисунка).

♦ В России клинико-психологические исследования интеллектуального развития с применением рисунка в составе тестового материала (а не в качестве рисуночных тестов) начались в 1909 году отечественным невропатологом и дефектологом Григорием Ивановичем Россолимо. Он изучал элементарные изобразительные способности (к рисованию) на различных группах обследуемых, чтобы выявить индивидуальные различия в норме и патологии.

торндайк

Эдвард Ли Торндайк

♦ В 1913 г. американским психологом Эдвардом Ли Торндайком (Edward Lee Thorndike), который занимался исследованиями проблем обучения людей и животных, проводилась  работа по классификации рисунков и их качественной оценке.

 В 1921 г. английский психолог Сирил Лодовик Барт (Burt Cyril Lodowic), специалист в области психологии интеллекта, составил количественную шкалу, оценивающую рисунок мужской фигуры, выполненный детьми в возрасте от трех до четырнадцати лет.

♦ С 20-х годов 20-го века начинается развитие собственно рисуночных тестов.

Первую  стандартизованную рисуночную методику разработала американский психолог Флоренс Лаура Гудинаф (Florence Goodenough). Она впервые в истории психодиагностики сделала практическое обоснование гипотезы о том, что рисунок знакомого объекта (рисунок человека), выполненный ребенком,  отражает степень усвоения им ключевых понятий и таким образом указывает на его уровень развития интеллекта. Практически это было зафиксировано в 1926 году в работе Ф. Гудинаф «Измерение интеллекта с помощью рисунка».

Флоренс Гудинаф

Флоренс Гудинаф

Созданный ею тест «Нарисуй человека» (Draw A Man Test), отличался от тестов интеллекта, существовавших ранее. Он позволил достаточно точно оценить уровень умственного развития ребенка, причем достаточно независимо от уровня усвоенных им знаний и навыков, в том числе и навыков рисования. Тест предназначался для детей от трех до тринадцати лет.

Ф. Гудинаф стандартизировала тест «Нарисуй человека», предложив количественную шкалу, по которой дается оценка 51-му элементу рисунка. Уровень интеллектуального развития ребенка определялся на основании полученных им оценок за завершенность рисунка (наличие основных элементов), точность и моторную координацию (характер линий).

Этот рисуночный тест в неизмененном виде применялся до 1963 года, завоевав за этот промежуточный период  времени широкую популярность.

♦ В 1920—1930 годах 20-го века  клинические исследования с применением рисуночного метода проводились Львом Семеновичем Выготским (1927 г.), который назвал рисование графической речью.

♦ В 1935 году Александром Романовичем Лурия была предложена методика пиктограммы. Она была создана для исследования памяти и основывалась на идее Л.С. Выготского об опосредованной природе запоминания (наличии взаимосвязей слова и образа).

Метод пиктограммы заключался в том, что человек должен был придумать образ, пригодный для запоминания, и нарисовать его так, чтобы рисунок потом помог ему вспомнить заданное слово. Качество рисунка при этом роли не играет.

Например, предлагались такие словосочетания: веселый праздник, вкусный ужин, развитие и т.д.

Этот метод пиктограммы сразу начал широко применяться при изучении расстройств мышления и памяти и до сих пор активно используется в психологических исследованиях.

Таким образом, рисуночные тесты прошли свой первый этап развития в период примерно с конца 19-го и до 40-х годов 20-го века.

С уважением, Наталия.

Обсуждение: оставлено 2 коммент.

  1. Goblinwowa пишет:

    Психология как наука вообще очень специфична. Оценка личности сложна и часто субъективна. С помощью рисуночных тестов можно получить гораздо более точную и оценку этих свойств. Поэтому важно и полезно знать как историю создания данного способа, так и ученых, упорно в течение полувека создававших теорию и затем подтвердивших ее на практике.

    Ответить
    1. Наталия Годун пишет:

      Да, Вы правы =)

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru