Результаты экспериментальных исследований в психологии.

21.07.2012            Психология рисунка

Главная страница » Психология рисунка » Результаты экспериментальных исследований в психологии.

Арт-терапевты Линда Гантт (Linda Gantt) и Кармелло Табон (Carmello Tabone), которые создали проективную методику «Человек, который срывает яблоко с дерева», проводили экспериментальное исследование в этой области психологии. Думаю, вам интересно будет узнать результаты экспериментальных исследований рисунков.

Линда Гантт считала, что возможность исследования художественного творчества человека – это одна из самых актуальных проблем в арт-терапии. И рассматривала ее во взаимосвязи с тремя вопросами: что, как и почему люди рисуют?

Экспериментальное исследование «Как люди рисуют».

В ответе на этот вопрос заключается сам принцип изображения на бумаге: толщина линии, нажим, использованный цвет и т.д.

Кармелло Табон собрал коллекцию рисунков, созданных в соответствии со стандартной процедурой проведения теста «Человек, который срывает яблоко с дерева». Авторами более 4 тысяч полученных рисунков являются взрослые и дети, в числе которых – как клинически здоровые лица, так и пациенты с разными диагнозами.

Экспериментальное исследование поставило перед арт-терапевтами вопрос о том, каким образом анализировать полученные рисунки и на какие признаки им нужно обратить больше внимания. Ведь когда рисунок создан, он остается в неизмененном виде, а потому его можно в дальнейшем исследовать с разных позиций.

Линда Гантт придавала большое значение количественному анализу рисунков и считала, что это проще, чем расшифровывать противоречивые символические образы.

Результаты экспериментальных исследований  нашли отображение в  интересных наблюдениях. Так, было отмечено, что в ряде рисунков человек изображался темно-синим цветом. Поменьше было рисунков с человеком зеленого цвета (только в рисунках, которые полностью выполнены зеленым цветом). Люди, в рисунках которых человек изображался темно-синим цветом, в подавляющем большинстве случаев являлись психически больными.

Была также выделена категория рисунков (1- 2%), на которых изображалась только тянущаяся за большим яблоком крупная рука.

Линде и Кармелло пока не удалось выяснить, какая психологическая переменная связана с этими рисунками, поэтому экспериментальное исследование продолжается.

Нельзя игнорировать, например, отличия между рисунками людей, страдающих эндогенной депрессией (самый тяжелый тип депрессивного расстройства) и рисунками клинически здоровых лиц. Эти различия заключаются в присутствии каких-то деталей, общей организации пространства изображения, цветовых характеристиках, особенностях изображения самой человеческой фигуры, которые нетрудно заметить и подвергнуть статистическому анализу.

Результаты экспериментальных исследований помогли ученым сформировать по категориям рисунки с похожими формальными признаками и дали надежду таким образом определить, как заболевания отражаются на особенностях рисунков.

Поскольку все рисунки получены в результате проведения одной и той же процедуры тестирования, можно сделать вывод о том, что обнаруженные формальные различия действительно характеризуют определенную группу людей.

При этом никак не затрагивалось символическое содержание образов, а оценивались только внешние признаки изображения. Во внимание не принимались даже объяснения, даваемые человеком по поводу своего рисунка.

Экспериментальное исследование способствовало разработке Линдой и Кармелло иллюстрированного протокола (содержащего оценочные критерии) и метода регистрации переменных двух типов.

Первый тип переменных – это общие формальные признаки изображения:

  • трудоемкость процесса создания рисунка
  • пространственные особенности изображения
  • цветовое преобладание
  • степень «объединенности» композиции в целом

Второй тип переменных – содержательные особенности изображения:

  • какой цвет используется в рисунке человека или дерева
  • что нарисованный человек делает (стоит, сидит и т.д.).
экспериментальное исследование

"Человек, срывающий яблоко". Автор: мужчина, 56 лет.

Таким образом, метод арт-терапевтов базируется на анализе рисунков, характерных для разных категорий людей.

Так как рисунок остается в неизменном виде, можно продолжать экспериментальное исследование, чтобы проверить, какие могут быть различия в рисунках людей с разными диагнозами, возрастными и культурными признаками.

В итоге были получены важные результаты экспериментальных исследований. Они касались различий между группами людей с разными заболеваниями. Можно представить себе сложность проделанной работы, ведь среди большого количества рисунков не найти даже двух одинаковых!

Когда кто-то говорит, что может рассуждать о чем-то, рассматривая рисунок, то фактически он сравнивает новый созданный человеком рисунок с ожидаемыми признаками, которые позволяют воспринимать новый рисунок. Но если признаки выходят за рамки культурных норм, то восприятие рисунка сильно затрудняется. Обычно мы сразу обращаем внимание на явные особенности, а не на скрытые. Но как раз скрытые особенности могут предоставить важную информацию о человеке.

Когда людей, профессионально не обучавшихся рисованию, просят что-то изобразить, они думают прежде всего о том, что рисуют, а не как это делают. В отличие от профессиональных художников, они не осознают технических и стилевых особенностей рисунка: расположение на листе, пропорции, штриховка, тень и т.д. И это создает предпосылки для арт-терапевтов провести экспериментальное исследование.

Экспериментальное исследование «Что люди рисуют»?

Этот тип исследований труднее, чем экспериментальное исследование способов рисования.

Нередко возникает несоответствие между тем, что люди хотят изобразить, и тем, что они рисуют фактически. Намерения людей — это сложная переменная.

О том, как сложно порой вывести результаты экспериментальных исследований, может сказать нетипичное изображение какого-либо объекта, например,  дерева в тесте «Человек, который срывает яблоко».

В подавляющем большинстве рисунков Линды и Кармелло деревья – типичные яблони. В рисунке 13-летней девочки, перенесшей сексуальное насилие, ствол дерева был розовый, его вершина закруглена, и отсутствовали ветви. Такое изображение  трудно было назвать яблоней. Ученые не знали, сознавала ли девочка, на что похоже ее дерево, видела ли она в этом скрытый смысл.

Поэтому перед ними встал вопрос: каким образом нужно построить свое экспериментальное исследование, чтобы анализировать похожие рисунки со скрытым смыслом? Кто подтвердит существование скрытого смысла, если сам автор рисунка его не осознает?

Потому такие необычные рисунки изучать очень сложно. Они должны настораживать.

Если в ответе на вопрос «что люди рисуют» затрагивать тему символизма, то сначала нужно определить происхождение символа.

Например, изображение ангела в рисунке ребенка может быть «отблеском» массовой культуры (нужно знать, какие мультфильмы ребенок любит, чем интересуется). Такой рисунок не несет в себе символического смысла.

результаты экспериментальных исследований

 Экспериментальное исследование «Почему люди рисуют».

Найти решение этого вопроса еще сложнее, чем двух предыдущих. Так как экспериментальное исследование ведется не в плане изучения глубинных мотивов творчества, а относительно того, как сами люди объясняют происхождение своих рисунков. Принимаются в расчет различные тонкие и часто несознаваемые человеком влияния. Например, находясь под впечатлением от чужого рисунка, человек изобразил нечто подобное. Что это – имитация или отражение сходного состояния?

Еще неизвестны окончательные результаты экспериментальных исследований Линды Гантт и Кармелло Табон.

Вообще, это очень длительный и трудоемкий процесс. В результате применения качественного анализа могут возникнуть новые идеи, которые можно будет применить в области количественных исследований. Таким образом, эти два основных подхода к экспериментальным исследованиям дополняют друг друга.

С уважением, Наталия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru