Второй этап развития рисуночного тестирования. Часть первая.

5.08.2012            Психология рисунка

Главная страница » Психология рисунка » Второй этап развития рисуночного тестирования. Часть первая.

Вслед за тестами, оценивающими уровень интеллекта,  в середине тридцатых годов 20-го века в США начали появляться рисуночные тесты для определения личностных особенностей.

Рисуночные тесты для измерения 

личностных особенностей. 

На этом этапе исторического развития  рисуночные тесты стали рассматриваться с точки зрения качественного подхода к анализу рисунка.

На данном этапе уже были накоплены некоторые материалы исследований по применению рисуночных тестов.  В это же время  в психологии разрабатывались учения о личности.   Все это позволило  сделать заключение о том, что содержание рисунков и манера их исполнения могут быть связаны не с уровнем интеллекта человека, а зависят от других факторов. В результате исследований было установлено, что качественная оценка рисунка отражает личностные особенности человека, а количественная — его умственные способности.

Наряду с этим, было найдено множество новых критериев оценки рисунка.  Параллельно с интерпретациями рисуночных тестов, разработанными ранее, начал развиваться подход, который основывался на более общих представлениях о формах самовыражения человека в рисовании.

рисуночные тестыОдним из первых исследователей, применивших рисунок для изучения личностных особенностей, стал швейцарец Э. Жюккерт. Он увидел в особенностях изображения рисунка дерева отображение жизненных проблем личности.

В 1934 году Ж. Шлибе собрал коллекцию, которая насчитывала  4519 рисунков дерева, выполненных испытуемыми в возрасте от четырех до восемнадцати лет. В соответствии с его инструкцией, необходимо было нарисовать сначала простое дерево, потом по порядку: мертвое дерево, замерзшее, счастливое дерево, испуганное, грустное и умирающее дерево.

Ж. Шлибе считал, что в рисунке  “просто дерева” в большей мере проявляются черты личности, хотя индивидуальные различия легко проследить во всех рисунках дерева.

Рисуночные тесты для измерения особенностей личности продолжают свое развитие в исследованиях внутрисемейных отношений.  При этом изучается техника рисунка.

Рисунок семьи в психодиагностических целях уже начинал применять К. Аппель еще в 1931 году.

Но подробная процедура проведения обследования и трактовки результатов рисунка семьи впервые была разработана В. Вульфом (Wolff W.) к тесту “Нарисуй свою семью” в 1947 году. В. Вульф стал первым исследователем, который сумел выделить те характеристики рисунка, которые впоследствии в неизмененном виде  будут  интерпретироваться у других специалистов. И именно с него можно говорить о формировании развернутой системы анализа и последующей интерпретации рисунка семьи.

По схеме интерпретации В. Вульфа, в рисунке семьи проводится анализ:

а) последовательности рисования всех членов семьи, расположения их по отношению друг к другу, отсутствия отдельных членов семьи

б) различий в формах и пропорциях между членами семьи

в) различий в изображении отдельных частей тела.

В следующий этап развития с точки зрения анализа личностных особенностей рисуночные тесты вошли благодаря появлению методики «Дом-Дерево-Человек».

джон бук

Джон Бук

Тест «Дом-Дерево-Человек» (англ. House-Tree-Person-Test, сокр. H-Т-Р) был впервые предложен Джоном Баком и опубликован в 1948 году. Выбор объектов для изображения (дом, дерево и человек) объяснялся тем, что они знакомы каждому человеку. Рисуночный тест ДДЧ  является одним из первых графических методов, которые были созданы специально для исследования личности. По рисунку дерева,  дома и человека можно было говорить о потребностях человека и  его уровне психического развития. Кроме определения особенностей личностного развития, этот рисуночный тест позволял также определять и уровень интеллектуального развития.

Впоследствии проективный тест «Дом-Дерево-Человек» разрабатывался и другими исследователями.

Сейчас популярна модификация Р. Бернса, в которой он дает задание нарисовать все три заданных элемента  на одном листе бумаги.

При анализе теста “Дом-Дерево-Человек” принимается во внимание манера исполнения рисунка, пропорции фигур и др.  Дополнительно испытуемого просят рассказать о  чувствах,  возникающих у него по отношению к рисунку в целом и к каждому элементу в частности. Таким образом, проводится пострисуночный опрос.  Р. Бернс считал, что, если привести образно весь рисунок в действие, то можно понять, что в действительности происходит в жизни нарисовавшего его человека.
Как развивались рисуночные тесты дальше, рассмотрим в следующей статье.

С уважением, Наталия.

Обсуждение: оставлено 4 коммент.

  1. Андрей пишет:

    Безусловно, интересные исследования. Изображение любое -это самое доступное, доходчивое и информативное средство. А рисование включает в себя кроме зрения моторику, воображение и тем самым невольно, автоматически вскрывает подсознание.
    Жаль, что у меня большие пробелы знания в психологии рисунка.(((

    Ответить
    1. admin пишет:

      Таких “пробелов”, я думаю, еще много и в самой области психологии рисунка. :)

      Ответить
  2. Р. пишет:

    Ваши статьи очень помогли в подготовке к экзамену. Спасибо!

    Ответить
    1. Наталия Годун пишет:

      И Вам спасибо за комментарий, мне очень приятно!

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru