Второй этап развития рисуночных тестов. Часть 2.

6.08.2012            Психология рисунка

Главная страница » Психология рисунка » Второй этап развития рисуночных тестов. Часть 2.

Рисуночные тесты оценки личностных особенностей.

Рисунок дерева.

В продолжение прошлой статьи надо сказать, что Джон Бак, разработавший рисуночную методику  “Дом-дерево-человек”, выделил в нем и субтест “Дерево”. В инструкции к этому субтесту предлагалось нарисовать любое дерево.

После этого испытуемому нужно было ответить на вопросы по рисунку дерева, “возвращающие» его в реальность. Например, о виде дерева, его возрасте, пространственном расположении по отношению в автору рисунка (выше, ниже его или на одном с ним уровне).

Далее задавались вопросы для оживления ассоциаций (например, на кого дерево похоже: на мужчину или на женщину, и почему) и на предмет  выявления пережитых потрясений (например, живое ли дерево, есть ли у него мертвая часть и почему).

После этого испытуемому предлагалось выполнить рисунок  дерева, используя 8 цветных карандашей, а затем снова ответить на вопросы.

К рисунку дерева исследователи будут еще не раз возвращаться. А пока и другие рисуночные тесты продолжают свое развитие.

Рисуночные тесты оценки личностных особенностей.

Нарисуй человека.

рисуночные тесты

Женщина 54-х лет первым изобразила мужчину.

Как вы помните, рисуночный тест «Нарисуй человека» разработала Ф. Гудинаф, и это был тест для оценки интеллектуального развития ребенка.  Но американский психолог  Карен Маховер (Karen  Machover) посчитала, что этот рисуночный тест «способен на большее», чем просто измерять уровень интеллекта. Основываясь на своём богатом клиническом опыте по анализу рисунков детей,  К. Маховер стала использовать этот рисуночный тест для оценки личностных особенностей.  В ее обработке тест «Нарисуй человека» стал называться Draw-A-Person Test (сокращенно – DAP). Тогда как у Ф. Гудинаф он имел название «Draw A Man Test».  В переводе с английского языка Man – мужчина, человек, Person – человек. В отличие от теста Ф. Гудинаф, рисуночный тест Маховер не имеет возрастных ограничений.

К. Маховер выделила ряд признаков интерпретации рисунка человеческой фигуры, касающиеся не уровня развития интеллекта, а личностных особенностей человека, и обобщила их в своем труде «Проекция личности в рисунке человеческой фигуры: метод исследования личности». Книга была опубликована в 1949 году, а на русском языке она была издана только в 1996 году и называлась «Проективный рисунок человека». В ней тест «Нарисуй человека» предстал уже не как интеллектуальный, а как проективный рисуночный тест. Большинству  практических психологов именно в этой модификации он и знаком.

нарисуй человека

Второй рисунок - женщина.

Процедура рисуночного тестирования по К. Маховер заключается в следующем. Обследуемому предлагают карандашом нарисовать человека. По завершении  рисунка дают новое задание – нарисовать человека противоположного пола. Когда все рисунки выполнены, испытуемого  просят рассказать историю по рисункам в свободной форме или ответить  на вопросы из специального перечня, составленного К. Маховер,  относительно изображённых фигур: о возрасте, образовании, семейном положении, целях, взглядах на семью и жизнь, привычках.

При обработке рисунка человека особое внимание уделяется анализу разнообразных деталей. В первую очередь – особенностям изображения основных частей тела (головы, конечностей, туловища), которые имеют психоаналитическую символику.  При интерпретации  этого рисуночного теста К. Маховер исходит из идеи о том, что рисунок – это выражение обследуемым своего “Я”.

И снова рисунок дерева.

Исследователи продолжают изучать и анализировать уже существующие рисуночные тесты.

В том же 1949 году опубликовал результаты своей исследовательской работы К. Кох.  Он сопоставлял и комбинировал различные признаки рисунка дерева, а затем подвергал их тщательному анализу. В результате возник рисуночный тест «Дерево».

Рисуночный тест «Дерево» по К. Коху предполагал проведение теста для работы с детьми и включал в себя три этапа в процедуре тестирования:

  • черно-белый рисунок карандашом
  • пострисуночный опрос
  • цветной рисунок восковыми мелками

Интерпретацию результатов К. Кох проводил с позиции психоанализа.  Большое значение он придавал символизации признаков изображения дерева.  Учитывалась манера исполнения рисунка дерева, пропорции и рассказ о переживаниях по отношению к рисунку.

Вообще, рисунку дерева уделяли внимание многие исследователи еще до К. Коха. Об Э. Жюккерте, считавшем, что рисунок дерева может многое рассказать о внутреннем мире человека, и Ж. Шлибе, я упоминала. Кроме них, рисунок дерева как психометрический инструмент использовал Э. Хушер.

После Ж. Шлибе проводил свои исследования в изобразительной деятельности  и П. Бур. Он  давал задание нарисовать 4 рисунка в такой последовательности:

♥ Сначала нарисовать дерево.

♥ Второй рисунок – повторить первое задание.

♥ Затем нарисовать лес.

рисунок дерева

Карельский лес - родина моей мамы :)

♥ Четвертый рисунок – представить себя деревом и нарисовать, как оно выглядит, т.е. идентифицировать себя с каким-либо деревом.

П. Бур считал, что в первом рисунке дерева отражается позиция испытуемого по отношению к экспериментатору, во втором – по отношению к себе, в третьем – просматривается связь с другими людьми, в четвертом  – отражается личностная идентификация (кем человек себя чувствует в этом мире).

Автором еще одной интерпретации рисуночного теста “Дерево” является французский  ученый Рене Стор, который также проводил исследования рисунков дерева.

Он считал, что для изображения дерева  нужно, прежде всего, вспомнить его схему. Исходя из этого, Р. Стор классифицировал рисунки деревьев по следующим схемам:

  • моторные (это рисунки людей, находящихся под влиянием схемы (ствол, крона) и склонных к абстракции)
  • имажинарные (изображения дерева, заимствованные, например, из литературы;  авторы таких рисунков обладают  фантазией и отличаются оригинальностью самовыражения)
  • эстетические или интеллектуальные (авторы рисунков хорошо владеют средствами изображения, умеют передавать настроение)

Таким образом, рисуночный тест “Дерево” приобрел довольно широкое распространение.

Но второй этап развития рисуночных тестов на этом еще не завершился.

С уважением, Наталия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru