Завершение второго этапа развития рисуночного тестирования.

9.08.2012            Психология рисунка

Главная страница » Психология рисунка » Завершение второго этапа развития рисуночного тестирования.

В предыдущей статье я рассказывала, как развивались рисуночные тесты «Нарисуй человека» и «Рисунок дерева». Теперь пришел черед развития теста «Рисунок семьи».

Если вы помните, рисунок семьи начал применять еще в 1931 году К.  Аппель, а в 1947 г. его подробно описал В. Вульф.  Использование этого рисуночного теста  привело к тому, что стали появляться новые исследовательские работы других авторов, в которых содержались более подробные сведения.

Развитие методики «Рисунок семьи» шло по двум направлениям.

1. Расширение диапазона интерпретируемых параметров рисунка.

2. Изменение инструкции к заданию рисуночного теста.

рисуночные тесты

Лиза, 6 лет, нарисовала себя и младшую сестричку.

Основываясь на рисуночном тесте «Нарисуй свою семью» В. Вульфа, в 1951-1952 гг. стал проводить свои исследования В. Хьюлс  (Hulse W.).

Он обратил внимание на сам процесс рисования и предложил базирующиеся на нем  схемы интерпретации. То есть, анализировалось  использование цвета в рисунке, стирания, сопутствующие эмоциональные проявления (поведенческие реакции), комментарии человека. Это расширило диапазон интерпретируемых параметров рисунка.

Рисуночные тесты применял и Джон Дилео, написавший книгу «Детский рисунок.  Диагностика и интерпретация».  Он занимался исследованиями в области рисунка семьи.

Рисуночные тесты на диагностику семейных отношений продолжили свое развитие в работах Л. Кормана (Corman L.).

Л. Корман в 1964 году  не только расширил диапазон  интерпретируемых параметров рисунка, но и изменил инструкцию к заданию. В его инструкции дается задание для ребенка нарисовать какую-нибудь семью так, как он ее себе представляет.

При интерпретации результата особое внимание обращается на случаи, когда ребенок искажает реальный количественный состав семьи в большую или меньшую сторону.

Также в рисуночном тесте по Л. Корману анализируются:

1) графическое качество (например, толщина линий, пропорции фигур, степень заполнения  пространства)

2) формальная структура (например, расположение членов семьи по отношению друг к другу, динамичность рисунка)

3) содержание, т.е. анализ смысла рисунка.

рисунок семьи по Л. Корману

Автор: Лиза, 6 л.9 мес. Рисунок семьи по Л. Корману

Оригинальность  рисуночного теста по Л. Корману также состоит в том, что он ввел серию вопросов к рисунку семьи. Вопросы условно делятся на три группы:

  • провокационные (подталкивающие к открытому обсуждению чувств)

К примеру, кто в семье самый счастливый.

  • «социометрические»  (ребенок должен дать отрицательный или положительный ответ)

Например, кто останется дома, если на всех не хватит билетов в цирк.

  • определяющие,  какой смысл для ребенка имеют изображенная ситуация и детали рисунка.

В 1968 году было продолжено дальнейшее развитие теста «Нарисуй человека» по К. Маховер в плане  разработки системы оценок и составления перечня индикаторов,  выявляющих эмоциональные затруднения.

Продолжается работа над тестом «Рисунок семьи».

В 1972 году Роберт С. Бернс (Burns R.) и С. Харвард Кауфман (Kaufman S.) опубликовали свою модификацию этого рисуночного теста, которая называлась “Кинетический рисунок семьи” (сокр. КРС)/ Kinetic Family Drawings (K-F-D). Тест КРС предназначался для детей от пяти до десяти лет  и стал одним из самых известных рисуночных тестов в зарубежной психодиагностике.

В инструкции к тесту «Кинетический рисунок семьи» нужно изобразить семью в действии, когда  каждый член семьи что-то делает.

Исполняя обычное задание «Нарисуй свою семью»,  очень часто дети рисовали статическую картину, в которой все члены семьи просто стоят лицом к наблюдателю. Поэтому Бернс и Кауфман с помощью новой инструкции  попытались ввести в  действие дополнительный фактор  – кинетический.

кинетический рисунок семьи

Автор: Лиза, 6 л.9 мес. Кинетический рисунок семьи.

Схема интерпретация признаков в рисуночном тесте «Кинетический рисунок семьи» основана на четырех клинически значимых уровнях анализа:

1) характеристика каждой фигуры (схожа с интерпретацией фигур по В. Хьюлсу и Дж. Дилео)

2) действия объектов

Например, игра в мяч может говорить о существующей конкуренции в семье.

в) стиль

Учитываются только такие признаки, как обособление фигур друг от друга линиями или прогибом листа, расположение фигур по краям листа, бездействие фигур. Это создает картину эмоциональных отношений в семье.

г) символы

Авторы этого рисуночного теста выделили около сорока символов,  часто повторяющихся в рисунках (например, таких как лестница, вода, кровать).  Часть этих признаков интерпретируется согласно принципам психоанализа, но, тем не менее,  не имеет фиксированных значений. Потому как символы могут приобретать индивидуальный смысл или значение в конкретной ситуации.

Рисуночные тесты семейных отношений изучал также Э. Хаммер (Hammer E.). Он предлагал просто «нарисовать семью», без конкретики.

Таким образом, рисуночные тесты прошли второй этап своего развития в период примерно с середины тридцатых  до середины восьмидесятых годов  20-го века.

С уважением, Наталия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Блог Наталии Годун ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru